На протяжении последних лет наблюдается расширение сферы применения казначейского сопровождения, в том числе в случаях, определенных отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
Так, 19.02.2021 Правительством Российской Федерации были изданы распоряжения №№ 408-р, 409-р, 410-р, согласно которым Федеральному казначейству поручено обеспечить казначейское сопровождение расчетов по государственным контрактам, заключенным в 2021 году Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и государственными заказчиками МЧС России (территориальными органами и федеральными казенными учреждениями МЧС России) на сумму более 600 тыс. рублей, а также расчетов по контрактам (договорам), заключенным в рамках исполнения указанных государственных контрактов, в том числе:
- на поставку моторного и авиационного топлива, противоводокристаллизационной жидкости и горюче-смазочных материалов, вещевого имущества, продовольствия и оказание услуг по организации питания;
- на строительство (реконструкцию) объектов МЧС России, определенных правовым актом МЧС России;
- в целях реализации государственного оборонного заказа.
МЧС России, со своей стороны, должны обеспечить включение (внесение изменений) в госконтракты, в контракты (договоры) условий, предусмотренных нормативными правовыми актами о казначейском сопровождении (в том числе запреты на перечисление средств, обязанность открытия исполнителем (соисполнителем) лицевого счета в органах Федерального казначейства в целях осуществления операций с целевыми средствами, обязанность ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и др.).
Кроме того, в связи с осуществлением расширенного казначейского сопровождения, в госконтракты, контракты (договоры) должны быть внесены следующие положения:
- о раскрытии информации о структуре цены госконтракта, контракта (договора);
- об обеспечении исполнителем (соисполнителем) возможности осуществления территориальным органом Федерального казначейства (далее – ТОФК) проверки соответствия фактических затрат по результатам финансово-хозяйственной деятельности по госконтракту, контракту (договору) данным раздельного учета;
- о направлении в ТОФК информации и документов, необходимых для проведения проверок, в том числе сроков поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), количества товаров (работ, услуг), факта поставки (выполнения работ, услуг);
- о перечислении средств на расчетный счет, открытый исполнителю (соисполнителю) по госконтракту, контракту (договору) в кредитной организации, при оплате обязательств за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) после проведения ТОФК предусмотренных проверок и санкционирования расходов в установленном порядке;
- об определении предельной доходности не более 10 процентов цены госконтракта с учетом прибыли соисполнителей по контрактам (договорам), заключенным в рамках его исполнения.
Порядок проведения ТОФК проверок установлен Приказом Федерального казначейства от 11.01.2021 № 5н «Об утверждении Регламента проведения территориальными органами Федерального казначейства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проверки фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе с использованием фото- и видеотехники на соответствие информации, указанной в государственном контракте, договоре о капитальных вложениях, контракте учреждения, договоре о проведении капитального ремонта, договоре (контракте), документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств юридических лиц, при осуществлении казначейского сопровождения средств в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее – Регламент 5н).
Кроме того, в целях обеспечения выполнения распоряжений Правительства Российской Федерации от 19.02.2021 №№ 408-р, 410-р с учетом положений Регламента № 5н и специфики исполнения госконтрактов, контрактов (договоров), Федеральным казначейством и МЧС России разработаны и утверждены Регламенты проведения ТОФК проверок фактически оказанных услуг (поставленных товаров, выполненных работ) по организации питания, по поставке горюче-смазочных материалов с применением топливных карт, а также по поставке вещевого имущества.
Особенность данного расширенного казначейского сопровождения состоит в том, что оплата расходов по государственным контрактам осуществляется государственными заказчиками МЧС России уже после подтверждения ТОФК факта поставки (выполнения работ, оказания услуг), в т.ч. соответствия сроков, количества и стоимости поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), оформленных Справкой по результатам проверки.
Кроме того, вся информация о проведенных проверках (справки, акты, материалы, карточки проектов) размещаются ТОФК на информационном ресурсе Федерального казначейства в целях актуализации и систематизации материалов по обеспечению расширенного казначейского сопровождения.
Отдел казначейского сопровождения УФК по Тюменской области