С 1 января 2020 года в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены изменения о проведении внутреннего финансового аудита, а также уточнены полномочия контрольно-счетных органов по подготовке предложений по совершенствованию внутреннего финансового аудита.
В соответствии со статьёй 160.2-1. Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю распорядителя бюджетных средств, руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета:
1) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;
2) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
3) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
Внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации. На настоящий момент 6 федеральных стандартов регулируют ряд важных элементов при осуществлении и проведении внутреннего финансового аудита:
• определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита;
• основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита;
• планирование и проведение внутреннего финансового аудита;
• реализация результатов внутреннего финансового аудита;
• права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита;
• осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности.
Субъектом внутреннего финансового аудита является уполномоченное на осуществление внутреннего финансового аудита подразделение главного администратора бюджетных средств (далее по тексту ГАБС) и (или) должностные лица главного администратора бюджетных средств.
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности и системности.
Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения главного администратора бюджетных средств, подведомственные ему получатели бюджетных средств.
Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора бюджетных средств. Составление, утверждение и ведение плана внутреннего финансового аудита осуществляется в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года.
Внеплановые проверки осуществляются в соответствии с решением руководителя главного администратора бюджетных средств на их проведение на основании поступившей главному администратору бюджетных средств информации о нарушениях, а также в рамках контроля за устранением нарушений, выявленных в ходе внутреннего финансового аудита.
Аудиторская проверка назначается в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя главного администратора бюджетных средств, в котором указывается состав аудиторской группы, тема аудиторской проверки, сроки проведения аудиторской проверки, проверяемый период. Аудиторская проверка проводится в соответствии с программой аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
В целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки организуют и осуществляют должностные лица, которые:
- не принимают участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур;
- не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами ГАБС;
- не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе проведения аудиторской проверки.
Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет руководитель ГАБС.
В соответствии с требованиями Методики проведения анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.12.2019 № 1657, проводится мониторинг ГАБС в целях определения ГАБС субъекта Российской Федерации (местного бюджета), осуществляющих деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Количество ГАБС, действовавших на территории Тюменской области, которым направлен запрос Управления Федерального казначейства по Тюменской области о предоставлении информации по форме «Информация об организации и осуществлении главным администратором бюджетных средств внутреннего финансового аудита» следует обозначить следующим образом
по состоянию 01.01.2020– 330, из них:
- количество ГАБС Тюменской области – 38;
- количество ГАБС местных бюджетов – 292;
по состоянию 01.01.2021– 395, из них:
- количество ГАБС Тюменской области – 38;
- количество ГАБС местных бюджетов – 357.
В соответствии с пунктом 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. № 237н основанием организации внутреннего финансового аудита является одно из решений руководителя главного администратора бюджетных средств об организации внутреннего финансового аудита:
- решение об образовании субъекта внутреннего финансового аудита
а) структурное подразделение;
б) уполномоченное должностное лицо;
- решение о самостоятельном выполнении руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств внутреннего финансового аудита (упрощенное осуществление внутреннего финансового аудита);
- решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.
В Тюменской области организация внутреннего финансового аудита сформирована следующим образом по состоянию на 01.01.2020:
- уполномоченное должностное лицо является субъектом внутреннего финансового аудита в 59 ГАБС (18 %);
- структурное подразделение является субъектом внутреннего финансового аудита в 4 ГАБС (1 %);
- иная форма образования субъекта внутреннего финансового аудита (например, комиссия) установлена в 9 ГАБС (3 %);
- субъект внутреннего финансового аудита отсутствует в 258 ГАБС (78 %), из них полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита переданы 33 ГАБС (10 %).
Несмотря на то что с момента введения новых правил организации внутреннего финансового аудита с 1 января 2020 года прошло уже почти 2 года, не все органы местного самоуправления муниципальных образований готовы самостоятельно внедрять внутренний финансовый аудит.
Анкетирование ГАБС проводится на основании направления запросов в целях получения информации и документов, характеризующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, в том числе информации о принятых решениях об организации внутреннего финансового аудита, о формах образования, структуре и численности субъектов внутреннего финансового аудита.
Согласно Методике проведения анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.12.2019 № 1657, на основании поручения Федерального казначейства в 2020 году Управлением Федерального казначейства по Тюменской области обеспечено проведение аналитического мероприятия по теме: «Анализ форм образования субъектов внутреннего финансового аудита» в отношении 15 ГАБС Тюменской области, из них в отношении 10 ГАБС областного бюджета, 5 – местного бюджета. Анализ проводился на основании информации и документов, представляемых главными администраторами по запросу Управления Федерального казначейства по Тюменской области.
В процессе анкетирования основными предложениями ГАБС в части организации и осуществления внутреннего финансового аудита можно выделить следующие:
- проведение семинаров, обучения в части организации аудита;
- направление методических рекомендаций и разъяснений по проведению внутреннего финансового аудита;
- введение в штатное расписание должности с полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита с соответствующим уровнем квалификации в части проведения аудита бюджетных процедур.
Важно также отметить, что итоги обработки анкет показали, что основными проблемами в части организации и осуществления внутреннего финансового аудита,
по мнению ГАБС, являются:
отсутствие штатных единиц для обеспечения организации внутреннего финансового аудита;
отсутствие возможности обеспечения функциональной независимости субъекта внутреннего финансового аудита;
отсутствие кадров с достаточной квалификацией для осуществления внутреннего финансового аудита.
Дальнейшее развитие и совершенствование внутреннего финансового аудита значительно повлияет на повышение качества финансового менеджмента, а также на увеличение оценки надежности внутреннего процесса ГАБС. К тому же, проведение анализа ГАБС Федеральным казначейством на предмет организации внутреннего финансового аудита необходимо прежде всего для направления рекомендаций и предложений по улучшению внутреннего финансового аудита и совершенствованию работы ГАБС.
Отдел внутреннего контроля и аудита УФК по Тюменской области