Накануне в Тюмени состоялся круглый стол по поводу внедрения новых электронных социальных сервисов для людей с ограниченными возможностями. Во встрече, которая проходила как в очном, так и в онлайн формате, приняли участие сотрудники регионального отделения Фонда социального страхования РФ, представители департаментов здравоохранения, социального развития, труда и занятости населения Тюменской области, бюро МСЭ, отделения Пенсионного Фонда, а также общественные организации, депутаты и журналисты.
Управляющий региональным отделением Фонда Динара Поштаренко отметила, что актуальность цифровизации социальной сферы в условиях объявленной пандемии новой коронавирусной инфекции CОVID-19 проявилась как никогда. Обеспечение льготных категорий граждан техническими средствами реабилитации и путёвками на санаторно-курортное лечение – важнейшее направление. Внедрение информационных технологий в жизнь, особенно для такой категории, позволяет существенно экономить время и ускорять многие жизненные и рабочие процессы.
Первый электронный сервис, который был представлен на обсуждение – ПОРТАЛ ГОСУСЛУГ. Возможность подать через портал Госуслуг заявление и документы на обеспечение технических средств реабилитации, в том числе на компенсацию за самостоятельно приобретённые средства, при этом без личного посещения регионального отделения, полностью реализована в этом году.
Еще один цифровой сервис ФСС «ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ ПОЛУЧАТЕЛЯ УСЛУГ», который положительно был признан всеми участниками Круглого стола. Основные его преимущества заключаются в том, что граждане могут оперативно получить информацию о дате подачи заявления, характеристике изделия, дате принятия заявления ФСС и дате получения услуги (закрытии заявки).
Особое внимание участников «круглого стола» было обращено на мобильное приложение СОЦИАЛЬНЫЙ НАВИГАТОР, который можно бесплатно скачать в GooglePlay или в AppStore, т.е он доступен как для обычных телефонов-смартфонов, так и для айфонов. «Социальный навигатор» несомненно стоит рекомендовать льготным категориям граждан, имеющим право на получение технических средств реабилитации, протезно-ортопедических изделий, санаторно-курортное лечение. Согласно отзывам пользователей приложение постоянно улучшается и дорабатывается. Социальный навигатор – это удобная авторизация через портал Госуслуги. Все наши услуги распределены по жизненным ситуациям. Имеется возможность отслеживать статус получаемых услуг, подачу обращений в Фонд, просматривать самые актуальные новости Фонда и другая полезная информация.
Также слушателям напомнили об «ЭЛЕКТРОННОМ ТАЛОНЕ НА ПРОЕЗД РЖД», с внедрением которого значительно упростилась процедура получения проездных документов – отпала необходимость обязательно идти в железнодорожную кассу для их оформления.
Граждан льготной категории всегда интересует вопрос, когда будут закуплены ТСР, и каковы их технические характеристики. В целях обеспечения общественного обсуждения закупок Фонда социального страхования РФ, повышения их эффективности и результативности запущен Компонент «ОТКРЫТЫЙ КОНТРАКТ». В рамках реализации данного проекта любым заинтересованным лицам предоставляется заблаговременный свободный и безвозмездный доступ к просмотру информации о планируемых государственных закупках Фонда соцстрахования до начала осуществления закупочных процедур, а также возможность направления предложений по совершенствованию условий технического задания государственной закупки, что дает возможность доработки закупочной документации по результатам общественного обсуждения. Данный проект создан в первую очередь для обеспечения открытости, гласности и прозрачности информации о закупочной деятельности Фонда социального страхования.
Забота о детях инвалидах — еще одна задача, которая стоит перед ФСС. В помощь родителям таких детей разработан СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ НАВИГАТОР. СоцПИН – это проект Фонда социального страхования, цель которого – заранее проинформировать родителей детей-инвалидов о праве на получение различных технических средств реабилитации.
Также в ходе работы круглого стола представители Тюменского регионального отделения рассказали о текущей работе. Было отмечено, что несмотря на все ограничительные меры в связи с пандемией работа регионального отделения проходила и проходит в штатном режиме. В 2021 году нами заключено более 170 государственных контрактов и договоров на закупку различных видов технических средств реабилитации, протезно-ортопедических изделий и оказанию различных видов услуг.
Что касается предоставления санаторно-курортного лечения, то в 2021 году заключено 19 госконтрактов. Льготники Тюменской области поправляют свое здоровье в санаториях Тюменской, Курганской, Свердловской областей, а также в Краснодарском и Ставропольском краях. В настоящее время 2536 льготников Тюменской области прошли санкурлечение.
Родителям детей-инвалидов напомнили, что они могут взять 4 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫХОДНЫХ В МЕСЯЦ. Эти выходные оплачиваются исходя из среднего заработка работодателем, затем эти расходы возмещает Фонд социального страхования. Проводить выходные родители могут на свое усмотрение: доказывать работодателю, что в это время они ухаживали за ребенком, не нужно. С начала 2021 года в Региональное отделение обратилось более 280 работодателей области, возмещено свыше 45 млн руб.
Еще одна мера господдержки, реализуемая Фондом – СУБСИДИРОВАНИЕ НАЙМА ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ БЕЗРАБОТНЫХ, в том числе за трудоустройство инвалидов, многодетных родителей и одиноких родителей с детьми-инвалидами вне зависимости от даты их регистрации в центрах занятости. Программа субсидирования найма начала работать в марте и будет действовать до конца года. По нашим данным трудоустроено два безработных одиноких родителя, воспитывающих детей-инвалидов, два безработных гражданина, имеющих инвалидность и 6 безработных граждан предпенсионного возраста.
Итоговой темой для обсуждения стало внедрение с осени 2021 года нового механизма обеспечения людей с инвалидностью техническими средствами реабилитации – ЭЛЕКТРОННЫЙ СЕРТИФИКАТ. Гражданам легко можно оформить получение ТСР через портал Госуслуг. Для удобства уже разработан электронный каталог ТСР, где на данный момент находится более 1000 различных изделий. Пользоваться им удобно, поскольку продукция представлена с визуализацией в 3D-формате, а описания снабжены подробными характеристиками каждого вида товара. Там же гражданин может рассчитать стоимость ТСР в привязке к своему региону. Первым, кто внедрил у себя новую систему, оказался Ozon.
«Задача новых цифровых проектов – не только информировать, сообщать о социальных гарантиях и льготах, но и максимально ускорить их получение в круглосуточном режиме. Акценты в работе отделения расставлены так, чтобы гражданам было максимально просто и удобно получать, и использовать все предусмотренные меры поддержки», - подвела итог совещания Динара Поштаренко.