Основы государственного (муниципального) финансового контроля определены главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. В федеральных стандартах внутреннего государственного финансового контроля установлены процедурные нормы осуществления государственного внутреннего финансового контроля, которые не только детализируют его основные начала, но и регулируют основные этапы его осуществления.
Правила проведения плановых и внеплановых проверок, ревизий и обследований (далее - контрольное мероприятие), а также порядок оформления их результатов, установлены Федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1235.
Стандарт регламентирует:
- назначение контрольного мероприятия и подготовку к его проведению;
- проведение контрольного мероприятия, в том числе назначение (организацию) экспертиз, необходимых для проведения контрольного мероприятия, оформления их результатов;
- оформление результатов контрольного мероприятия.
Правила реализации результатов проверок, ревизий и обследований регламентирует Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095 «Об утверждении Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований».
Федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований» установлены:
- правила реализации результатов проведения проверок, ревизий и обследований (контрольных мероприятий), в том числе предусматривающие требования к содержанию представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
- порядок продления срока исполнения представления (предписания).
Постановлением Правительства РФ от 06.09.2021 № 1504 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» в Федеральный стандарт «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов» внесен ряд изменений, отдельные из которых касаются встречных проверок:
- с 16 сентября 2021 года вступили в силу изменения, касающиеся порядка и сроков проведения встречных проверок.
Ниже представлена сравнительная таблица порядка проведения встречных проверок с учетом изменений.
Параметры проведения встречной проверки |
Нормы, действовавшие до 16.09.2021 |
Нормы, действующие с 16.09.2021 |
|
Место проведения проверки |
Место нахождения объекта контроля (выездная проверка) |
Место нахождения органа контроля (камеральная проверка) |
Место нахождения объекта контроля (выездная проверка) |
Возможность приостановления и возобновления проверки |
да |
да |
да |
Возможность в ходе проверки назначить проведение обследования, встречной проверки |
да |
да |
да |
Срок проведения проверки |
Не может превышать 20 рабочих дней |
Не может превышать 30 рабочих дней |
Не может превышать 40 рабочих дней |
Срок продления проверки |
Не может превышать 15 рабочих дней |
Не может превышать 20 рабочих дней |
Не может превышать 20 рабочих дней |
- Нововведение, вступающее в силу с 1 января 2022 года, связано с расширением полномочий должностных лиц органа контроля в ходе подготовки и проведения контрольного мероприятия (выездной проверки (ревизии), обследования, встречной проверки).
В рамках проведения контрольного мероприятия, помимо объекта контроля, должностными лицами органа контроля могут направляться органам государственной власти, органам местного самоуправления, органам местной администрации, органам управления государственными внебюджетными фондами, организациям и должностным лицам:
- запрос о представлении документов, информации, материалов и пояснений;
- запрос о предоставлении доступа к данным информационных систем, владельцем или оператором которых являются иные орган, организация.
Непредоставление (предоставление не в полном объеме) или несвоевременное предоставление иными органами, организациями доступа к информационным системам или их данным, владельцем или оператором которых они являются, непредставление информации, документов, материалов и пояснений должностному лицу, оформляется соответствующим актом и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Заместитель начальника контрольно-ревизионного отдела
в социально-экономической сфере УФК по Тюменской области
О.С. Велижанина