Приказом Казначейства России от 17.12.2013 № 297 «О порядке проведения правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориального органа Федерального казначейства», предусмотрены следующие виды проведения экспертиз:
- правовая экспертиза проектов приказов по основной деятельности, оперативным, организационным, административным вопросам;
- правовая экспертиза проектов приказов по персональным (кадровым) вопросам;
- правовая экспертиза проектов государственных контрактов (договоров, соглашений);
- правовая экспертиза проектов извещений, документации об осуществлении закупок товаров, работ, услуг;
- правовая экспертиза проектов служебных контрактов (трудовых договоров);
- правовая экспертиза проектов должностных регламентов (должностных инструкций);
- правовая экспертиза проектов писем, поступающих на согласование и визирование в Юридический отдел территориального органа;
- правовая экспертиза исполнительного документа, документа, подтверждающего исполнение судебного акта, документа, отменяющего, изменяющего, приостанавливающего или возобновляющего исполнение требований судебного акта, устанавливающего (прекращающего) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, поступающего в юридический отдел территориального органа;
- правовая экспертиза документов, представленных для заключения Договора о предоставлении бюджетного кредита;
- правовая экспертиза документов, представленных для заключения Генерального соглашения;
- правовая экспертиза решения налогового органа, решения уполномоченного органа, документа, подтверждающего исполнение решения налогового органа, документа, признающего решение налогового органа недействительным (незаконным), приостанавливающего (возобновляющего) исполнение решения налогового органа, отменяющего решение налогового органа;
- правовая экспертиза проектов документов, подготовленных в рамках контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере и в рамках проверок по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».
На основании положений приказа Казначейства России от 23.12.2016 № 488 «Об организации и ведении работы по представлению в судебных органах интересов Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства и Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России», а также приказа Министерства финансов Российской Федерации № 114 н, Казначейства России № 9 н от 25.08.2006 «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации» в функции юридического отдела входит представление интересов в судебных органах УФК по Тюменской области и Министерства финансов Российской Федерации.
При проведении юридической экспертизы исполнительных документов нередко возникают вопросы соответствия исполнительных листов с вынесенным решением, т.к. существуют случаи допущения орфографических ошибок, опечаток, ошибок в итоговых суммах, подлежащих взысканию.
Кроме обозначенной проблематики имеют место случаи, при которых взыскателем подается не полный пакет документов, например, при подаче пакета документов представителем взыскателя не прилагается оригинал доверенности либо ее нотариально заверенная копия.
В обозначенных случаях сотрудниками юридического отдела принимаются меры для соблюдения прав и законных интересов взыскателя путем изыскания недостающих документов, а также рекомендаций по обращению в судебные органы для исправления описок, опечаток, итоговых сумм и т.д.
Следующим блоком, имеющим определенные вопросы, является правовая экспертиза проектов документов, подготовленных в рамках контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере.
При проведении такой юридической экспертизы сотрудникам юридического отдела необходимы все документы, связанные с фактами выявленных нарушений, зачастую при проведении экспертизы, возникает необходимость изучения других документов, которые по какой-либо причине органам контроля предоставлены не были.
Кроме того, учитывая широту проводимых контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере, сотрудникам юридического отдела необходимо большое количество времени для изучения нормативной базы деятельности объекта контроля, а также нормативной базы в сфере бухгалтерского учета, экономики, закупок для государственных и муниципальных нужд и т.п.
Юридическая экспертиза проектов писем также осложняется полнотой предоставляемой информации, которая необходима для проверки достоверности и полноты изложения информации в проекте письма, а также для соотношения изложенной информации законодательству Российской Федерации.
Особое место в вопросах правового сопровождения занимает судебная работа.
В данном блоке важным вопросом участия УФК по Тюменской области, Министерства финансов Российской Федерации в судебных процессах является неверное толкование норм права со стороны заявителей и дальнейшее отрицание доводов, изложенных на нормах права в отзывах на исковые заявления, отсутствие обоснования нецелесообразности привлечения к участию в деле УФК по Тюменской области или Министерства финансов Российской Федерации в качестве ответчиков либо третьих лиц.
Для эффективного правового сопровождения необходимо учитывать ряд составляющих, таких как объем обрабатываемой информации, возможные затраты рабочего времени, источники нахождения дополнительной информации, спектр необходимой правовой базы, а также примерное планирование деятельности сотрудников и отдела в целом.
Главный специалист-эксперт юридического отдела УФК по Тюменской области А.С. Батырев