Медиакарта
18:17 | 19 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Величавый путь становления казны до новейшей истории Казначейства России

История Казначейства России неотделима от истории развития Российского государства в целом. Первое упоминание понятия «казна» относится к 1328 году применительно к сокровищнице великого князя Московского Ивана Даниловича, прозванного Калитой. Денежного обращения в то время почти не было, и в казну стекались не монеты, а изделия из золота и серебра, драгоценные камни и дорогие меха. Всеми этими сокровищами первоначально распоряжались сами московские князья.

Первое летописное упоминание слова «казначей» появилось в 1495 году, когда начала зарождаться приказная система Российского государств и был создан Казенный приказ. При Иване III Российское централизованное государство объединило русские земли, и управлять ими как отдельной вотчиной стало невозможно. Государственное хозяйство отделилось от собственно великокняжеского, поэтому были созданы первые государственные органы, в их числе казна, которая стала не только финансовой, но и дипломатической структурой и государственным архивом. Во главе казны стоял казначей, ответственный за сбережение финансов государства. Тогда же под Благовещенским собором Московского Кремля были устроены подземные каменные хранилища для казны, а на набережной был построен Казенный двор, где чеканили серебряные монеты.

Во время правления Ивана IV статус казначеев получил первое в отечественной истории определение в служебной иерархии — они вошли в Боярскую думу и были наделены совещательными функциями. Казначеи ведали государевыми доходами, которые создавались трудом всего народа и свидетельствовали об экономической мощи России. Представление о государевой казне как личной царской сокровищнице отошло в прошлое. Значение слова расширилось и воспринималось уже как совокупность всех материальных ресурсов государства.

По Судебнику 1550 года казначей выступал третьим в перечне особо доверенных и приближенных к царю лиц. К этому времени понятие казны расширилось, она рассматривалась не только как хранилище ценностей, а означала всю сумму общегосударственных доходов.

В Смутное время царские сокровища были полностью расхищены самозванцами, боярами-временщиками, а также польским гарнизоном, оккупировавшим Московский Кремль в 1609–1612 годах. В XVII веке тяжелый и упорный труд народа позволил вновь наполнить казну. Правительство провело подворные переписи населения и осуществило ряд налоговых и денежных реформ. Охрана финансовых интересов государства обеспечивалась Соборным уложением 1649 года. Развитие государства в этот период сформировало предпосылки для дальнейшего совершенствования методов казначейской деятельности, были выработаны основы законодательной регламентации казначейской службы.

В XVII в по указу царя Алексея Михайловича был образован Счетный приказ – высший финансово-контрольный орган. Приказы учреждены были не только в столице, но и на разных территориях. В Счетный приказ поступали недоимки прошлых лет и остатки от ассигнованных по разным ведомствам сумм со всего государства. Однако система была сложной и запутанной: единых правил составления смет не существовало, итоговый бюджетный баланс не подводился, контроль исполнения отсутствовал.

В период царствования Петра I (1682-1725 гг.) старые приказы обветшали, в их деятельности стали проявляться бесконтрольность и произвол. Поэтому он кардинально реформировал систему государственного управления: распустил Боярскую Думу и образовал первую коллегиальную организацию на Руси – сенат. Вместо прежних приказов было создано 12 коллегий, половина из которых имела финансово-экономический характер. С финансовой точки зрения, самыми важными из них были три: камер-коллегия, ведавшая государственными доходами и имуществом; штатс-контор-коллегия, ведавшая государственными расходами; и ревизион-коллегия, наблюдавшая за исполнением смет по доходам и расходам.

В эпоху же правления императрицы Елизаветы Петровны, несмотря на внешне благополучное состояние государственных финансов, доходы и расходы не поддавались даже приблизительному учету. Происходит постепенное разрушение созданной при Петре 1 системы государственных учреждений, ведавших финансами.

Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 году, в эпоху царствования Екатерины II, крупного правового акта «Учреждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 года. Согласно данному документу, в каждой губернии создаются казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» и определяются основные их функции:

«1) Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были;

2) Дабы доходы куда надлежит доставлены были;

3) Дабы доходы в целости сохранены были».

Были определены и штаты соответствующих чиновников. В составе каждой губернии выделились такие административные единицы, как уезды, и впервые была определена должность уездного казначея как основного финансового чиновника низшего звена, который назначался государственным казначеем по представлению губернской казенной палаты на три года и был ей подотчетен. Губернская казенная палата стала центральной частью структуры финансового аппарата на местах. Сохранение казны уже в то время стало делом государственной важности. Зачастую казначеи хранили государственные средства с риском для жизни.    В 1775 году одновременно с учреждением Казенных палат были учреждены должности уездного казначея для каждого уезда или округа губернии. Уездный казначей определялся государственным казначеем на три года по представлению Казенной палаты.

Для хранения денежной казны существовали определенные правила. Деньги хранились в каменных кладовых, безопасных от кражи и огня; при каждой кладовой содержалась дневная кладовая записка, в которой обозначалось, когда и сколько денег положено или вынуто, и кто в кладовую входил; денежная казна свидетельствовалась в кладовых ежемесячно, о чем каждый раз рапортовалось Казенной Палате. Уездный казначей был обязан посылать в Казенную палату следующие ведомости о своем уезде:

1) все ли казенные доходы собраны, или;

2) отчего доход не собран;

3) куда доходы употреблены;

4) есть ли за штатным расходом остаток;

5) где те остатки;

6) все ли денежные суммы налицо и в той ли монете, в какой они поступили в приход.

Кроме Казенной палаты, уездный казначей подчинялся также государственному казначею, губернскому казначею, губернатору и губернскому правлению.

В 1779 году в Москве и Санкт-Петербурге были созданы два главных казначейства для остаточных и штатных сумм, которые хранили денежные средства, воплощавшие бюджет государства и внебюджетные суммы, а также заведовали расходами по ним.  В 1781 году было произведено разделение казенных палат на экспедиции по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности.

В короткое время царствования Павла I, на рубеже XVIII-XIX веков, были сделаны попытки новой реорганизации управления казначейством: созданы Главные Департаменты, прообразы министерств; в 1796 году была введена должность государственного казначея, которую занял граф Алексей Иванович Васильев, который в 1802 году был первым министром финансов был назначен граф Алексей Иванович Васильев.

Более совершенное воплощение финансовая система получила с изданием 25 июня 1811 года «Особенным учреждением Министерства финансов». По предложению М.М. Сперанского управление финансами было распределено между тремя ведомствами – Министерством финансов, Государственным казначейством и Государственным контролем.

Впоследствии Государственное казначейство становится подразделением Министерства финансов России. После ряда структурных преобразований 15 февраля 1821 года резолюцией императора Александра I «Быть по сему» был создан Департамент Государственного казначейства в структуре Министерства финансов, ставший ядром всей системы казначейской службы России.

Согласно закону, департаменту подчинялись губернские, областные, окружные казначейства и «вообще Казенные палаты по делам до приходов и расходов казначейств относящиеся». Министерство финансов во время этой реорганизации возглавлял граф Дмитрий Александрович Гурьев. С этого времени в Российской империи окончательно сложилась структура управления казначейскими органами.

Главными функциями департамента Государственного казначейства были следующие:

1. Осуществление движения казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств;

2. Главное счетоводство этих приходов и расходов;

3. Заведывание монетной и пробирной частями;

4. Предварительная проверка финансовых смет всех министерств и главных управлений;

5. Составление росписи доходов и расходов;

6. Дела по рассмотрению составляемых Министерством и главными управлениями проектов положений, уставов и других законоположений, следствием введениям в действие которых могли стать новые казенные расходы».

Именно с этого времени в царской России окончательно сложился, а затем был усовершенствован и отлажен четкий механизм деятельности казначейств от центрального – Департамента Государственного казначейства – до местных казначейств. Уже тогда происходит централизация государственного хозяйства, вводится единство бюджета. Все это привело к упрочению места казначейства в финансовой системе государства, которое в полном объеме стало вести бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам.

При Николае I (1825-1855 гг.) в 1837 году полномочия всех уездных казначеев были унифицированы единой инструкцией, в которой были точно определены предметы их деятельности, пределы власти, порядок приема платежей, выдачи и хранения сумм и т.д.

Большое неудобство для министерства финансов представлял устаревший порядок отпуска денег не прямым кредиторам, а большей частью в руки распорядительных ведомств, и притом вперед и очень крупными суммами. Остатки отпущенных сумм ускользали от точного учета со стороны Минфина или государственного контроля и редко возвращались в кассы министерства, оставаясь обыкновенно в полном распоряжении ведомств.

На новый уровень развития финансовая система страны вышла после реформ, проводимых по инициативе В.А. Татаринова, в 60-х годах XIX века. Специально командированный в Европу Татаринов в течение двух лет изучал опыт в сфере управления финансами Бельгии, Франции, Австрии, Пруссии. По возвращении в Россию Татаринов представил обширный доклад о постановке сметного и контрольного дела в странах пребывания и мероприятиях, которые следовало провести в России.

В конце 1858 года Александру II был представлен разработанный В.А. Татариновым проект организации бюджетного, кассового, контрольного дела в России. В основу проекта был положен принцип единства бюджета. Единая государственная роспись должна была охватить все без исключения доходы и расходы.

В проекте признавалось необходимым провести следующие меры:

1. Составить единообразные для всех Министерств и ведомств сметы, которые должны охватить все государственные доходы и расходы;

2. Рассматривать и утверждать сметы одновременно с рассмотрением последнего отчета об исполнении государственного бюджета;

3. Запрещать переносить кредиты из одного главного подразделения сметы в другое;

4. Заключать сметы в определенный срок, после которого кредиты по сметам министерств должны быть закрыты.

Основополагающим принципом для В.А. Татаринова являлся принцип единства кассы, то есть сосредоточие всех государственных доходов в кассовых учреждениях финансового ведомства, откуда производятся все государственные расходы.

В 1864 году в порядке эксперимента сначала в 12 губерниях, а в 1866 году повсеместно был введен принцип единства кассы. Такие экономические перемены требовали реорганизации казначейской службы и увеличения штатов казначейств различных уровней. Это привело к упрочению места казначейства в финансовой системе государства, которое в полном объеме стало вести бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам.

Законом 23 мая 1866 году в связи с преобразованием Казенных палат в них были созданы 3 отделения – казначейское, ревизионное и канцелярия. Казначейства делились на семь разрядов. В некоторых местностях империи, где денежные обороты были не столь значительны, учреждались взамен казначейств приходно-расходные кассы Министерства финансов.

Казенная палата непосредственно не собирала доходов, она осуществляла надзор и ревизию подведомственных казначейств, а также готовила обобщенные отчеты по их деятельности для передачи в Министерство финансов. Управляющий Казенной палатой назначался и увольнялся по представлению Министерства финансов «Высочайшими приказами». Помощники управляющих и начальники отделений назначались и увольнялись министром финансов по представлениям департамента Государственного казначейства. Все прочие должностные лица Казенной палаты назначались и увольнялись управляющим Казенной палатой.

Министру финансов предоставлялось право, не выходя из пределов общей суммы, ассигнуемой на содержание казенных палат и казначейств:

1. Распределять казначейства по разрядам и преобразовывать приходно-расходные кассы в казначейства с тем, чтобы на перечисление казначейств низших трех разрядов в четвертый или в высшие разряды и обратно испрашивалось разрешение в законодательном порядке;

2. Назначать для каждого казначейства число должностных лиц и суммы на наем писцов и нижних служителей, а также на канцелярские и хозяйственные расходы;

3. Определять размер прибавочного жалования присяжным казначейств с тем, чтобы высший оклад прибавочного жалования не превышал пятидесяти рублей в год за выслугу одного пятилетия, ста рублей в год за выслугу двух пятилетий и ста пятидесяти рублей в год за выслугу трех пятилетий.

Управляющим Казенными палатами представлялись следующие права в отношении казначейств:

1. Увеличивать суммы на наем писцов, присяжных, сторожей и на канцелярские расходы одних казначейств за счет сбережений по другим, не выходя из общей суммы, определенной министром финансов для всех подведомственных палате казначейств;

2. Обращать по своему усмотрению в пособия и награды штатным чиновникам и писцам казначейства остатки, которые могут образовываться от сумм, назначенных на содержание личного состава и на канцелярские расходы, причем остатки по одному казначейству могли распределяться на пособия и награды между служащими всех казначейств, подведомственных этой Казенной палате.

Обязанности казначейств в губернии и уезде были следующие:

1. Прием и хранение всех принадлежащих Государственному казначейству в уезде доходов, поступавших в казначейство или прямо от плательщиков или от назначенных для сбора мест и лиц, а также прием и хранение депозитов и специальных средств, правительственных мест и лиц;

2. Производство расходов и высылка сумм из поступающих в казначейство доходов;

3. Продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бандеролей, бланков, свидетельств и патентов по питейному, табачному и другим акцизным сборам на основании подлежащих уставов и правил, а также железных аршинов (эталонов мер длины) по установленным ценам;

4. Выдача промысловых свидетельств и бесплатных промысловых билетов;

5. Счетоводство по всем поступающим в казначейство доходам и возложенным на них расходам, а также по порученному для хранения и продажи казенному имуществу.

Реформы 60-70-х годов оказали непосредственное влияние на весь строй финансового управления в России. Они позволили качественно оформить государственный контроль над бюджетными средствами и привели к упрочнению места казначейства в финансовой системе империи. Принцип единства кассы закрепил возросшую роль налогов в формировании бюджета и регулирующую функцию бюджетно-налоговой политики в экономике. Была решена проблема территориальной неравномерности распределения поступлений и платежей. Министерство финансов получило возможность использования излишков средств, полученных в одних кассах, для покрытия недоимок в других. Итогом этой работы стало составление в 1871 году первого профицитного государственного бюджета.

В 1870–1880 годах функции Департамента Государственного казначейства и казенных палат расширились, и из учреждений исключительно счетных они превратились в счетно-податные. На основе нового кассового устава был открыт особый текущий счет Департамента государственного казначейства в Государственном банке для хранения и выдачи казенных сумм. На казначейские отделения казенных палат было возложено бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам. Усложнилась деятельность уездных казначейств: после введения правил обращения сумм земских учреждений в кассах министерства финансов в обязанности уездных казначейств вменено проведение банковских операций по открытию текущих счетов, размену денег, уплате процентов по купонам, переводу денег. Обороты специальных средств и депозитов увеличили число отдельных счетов и записей в кассовых и бухгалтерских книгах.

Значительное расширение деятельности казначейства произошло в результате проводимой в 1895–1897 годах реформы, осуществление которой справедливо связывают с именем крупнейшего русского финансиста – министра финансов Сергея Юльевича Витте.

Слияние оборотной наличности казначейств с наличностью Государственного банка обеспечило последнему доступ к значительным суммам свободной наличности казначейства, включая суммы сбережений, хранившиеся в приписных почтовых сберегательных кассах, лицевые счета которых велись в казначействах, а также по которым казначейства составляли отчетность по операциям, начисляли процент. Одновременно 24 мая 1896 года с Высочайшего соизволения на казначейства с 1 января 1897 года было возложено ведение простейших пассивных банковских операций – переводной, вексельной, текущих счетов, вкладов, хранения, покупки и продажи кредитных бумаг.

Таким образом, казначейство осуществляло бюджетные операции по кассовому исполнению государственного и местного бюджетов, пассивные операции Государственного банка, а также фактическое руководство сберегательным делом на местах. Содержание работы казначейств усложнилось неимоверно.

В 1900 году были приняты «Правила по банковым операциям в казначействах». К таковым операциям были отнесены следующие:

а) размен денег;

б) покупка и продажа процентных бумаг;

в) уплата процентов по купонам от процентных бумаг и капитала по бумагам, вышедшим в тираж, и по билетам Государственного казначейства истекших сроков;

г) уплата процентов по вечным вкладам;

д) оплата (казначействами Сибирского района) ассигновок горных управлений;

е) выдача ссуд под залог ценных бумаг;

ж) перевод сумм на конторы и отделения Государственного банка, а также на казначейства, и выдача денег по переводам из тех же контор, отделений и казначейств;

з) получение платежей по присланным из учреждений Государственного банка учтенным и комиссионным векселям;

и) прием денежных вкладов на текущий счет, а также срочных и бессрочных;

й) прием на хранение процентных бумаг;

к) операции сберегательных касс;

л) реализация и конверсия государственных займов и обмен процентных бумаг по особым распоряжениям Государственного банка, а также продажа билетов Государственного казначейства, вновь выпускаемых для обмена билетов истекших сроков».

Одной из обязанностей казначейств было следить за тем, чтобы в его оборотной наличности постоянно находилась золотая, серебряная и медная монеты всех достоинств в количестве, достаточном для удовлетворения всех обращаемых к нему требований. В случае недостатка какой-либо монеты для операций казначейства должно было сообщать о том тому банковскому учреждению, к которому было приписано. Запрещено было требования о присылке денег писать на бланках открытых писем. В экстренных случаях казначейство посылало в банковское учреждение шифрованные телеграммы. Кроме этого, казначейство обязано было изымать из обращения ветхие кредитные билеты и заменять их на новые.

Свободный размен на золото кредитных билетов все же был отменен в связи с войной в 1914 году; впоследствии из обращения стала «вымываться» серебряная и медная монеты. Царское правительство пошло на выпуск заменителей монеты в виде бумажных марок. Одновременно перед казначеями были поставлены задачи по приему от населения не только золотой монеты, но и золотых изделий, а также пожертвований золотых изделий от граждан на нужды войны.

Для успешного выполнения функций казначейства в этих условиях Министерством финансов была разработана и утверждена 7 мая 1915 года “Инструкция казначействам” состоявшая из 981 статей и вобравшая в себя всю полноту и детализацию действий и операций казначейств. Она давала широкие полномочия казначействам по управлению приходными суммами, производством государственных расходов и сопутствующих им кассовых действий, хранению ценностей, счетоводству и отчетности по государственным доходами расходам, специальным средствам и депозитам. Это по сути дела были наставления по процедурам приема государственных доходов, производству государственных расходов, кассовых действий, счетоводства и отчетности.

После Октябрьской революции 1917 года большевики отвергли весь более чем столетний опыт работы Министерства финансов России. В октябре 1917 года был создан Наркомат финансов республики. В 1920 году казначейства как исполнительные органы финансового управления окончательно прекратили свое существование как в центре, так и на местах. В советское время в составе Наркомата (а позднее — Министерства) финансов СССР действовали Контрольно-ревизионное управление, Бюджетное управление и ряд других подразделений, частично исполнявших функции упраздненного казначейства. Кассовые и отчасти — контрольные полномочия казначейства выполнял Госбанк СССР.

Вопрос о воссоздании казначейской системы как инструмента управления государственными ресурсами в России возник спустя более 70 лет после упразднения казначейств. Потребность кардинальных изменений в стране в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночному механизму особенно остро ощущалась в государственном секторе управления.

После ликвидации Госбанка СССР, законом РСФСР от 10 октября 1991 года № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» была установлена банковская система кассового исполнения бюджета. Центральный банк России и его учреждения на местах, а в случае их отсутствия – другой банк по его поручению, вели бюджетные счета и являлись кассирами соответствующих органов исполнительной власти.

Аналогичная норма была закреплена и законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления».

Однако, банковская система кассового исполнения бюджета не позволяла оптимально управлять государственными средствами: бюджетные деньги оседали на счетах бюджетных учреждений, открытых в коммерческих банках, что, с одной стороны, «распыляло» государственные ресурсы, а с другой – делало бесконтрольными финансовые операции. Отсутствие механизмов контроля расходования бюджетных средств, в свою очередь, дестабилизировало проводимую в стране бюджетную политику и практически сделало невозможным активное участие Правительства в ее реализации.

К середине 1992 года Российская Федерация пришла к состоянию, когда исполнение федерального бюджета практически вышло из-под контроля Правительства Российской Федерации. Задержки в зачислении налогов и сборов на счета Министерства финансов Российской Федерации, а также в предоставлении отчетности о них стали нормой в работе коммерческих банков. Центральный банк практически потерял контроль над счетами бюджетных учреждений, которые в погоне за прибылью стали переводить свои счета в коммерческие банки.

История государственных финансов России и международный опыт показывали, что в сложившейся ситуации имеется безальтернативное решение – создание казначейской системы исполнения бюджета, призванной решать вопросы исполнения казны государства.

Негативизм по поводу перехода на казначейскую систему присутствовал и со стороны бюджетных учреждений: коренным образом менялись принципы организации исполнения бюджета, ограничивались возможности распоряжаться по своему усмотрению финансовыми ресурсами. С другой стороны, казначейству в период становления приходилось на ходу создавать методологические основы кассового обслуживания исполнения бюджета и автоматизировать процесс ведения лицевых счетов, который в банковских учреждениях был отлажен.

8 декабря 1992 года за номером 1556 вышел Указ Президента Российской Федерации «О Федеральном казначействе», ставший отправной точкой для образования казначейства в России. Казначейство создавалось для проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усилением контроля за поступлением, целевым использованием государственных средств.

Образование казначейства предусматривало создание единой централизованной системы органов, действующей по принципу единства кассы, и состоящей из Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации – в центре, Управлений в областях, краях, республиках, округах и городах Москве и Санкт-Петербурге – на региональном уровне и отделений по городам и районам – на местном уровне.

В 1997 году Правительство Российской Федерации постановлением № 1082 определило конкретные мероприятия по завершению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета.

Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию потребовал ускорить процесс создания казначейств: осуществить в 1998 году полный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета.

В течение 2000-2002 годов было завершено создание вертикальной структуры органов Федерального казначейства, включающей 89 управлений Федерального казначейства и 2254 отделения Федерального казначейства. В 2002 году практически был завершен процесс перевода всех федеральных учреждений, за исключением отдельных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, на обслуживание через органы Федерального казначейства. Операции по внебюджетным средствам федеральных учреждений также были взяты под контроль органов Федерального казначейства.

Новым этапом в развитии системы органов Федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В результате проведения данной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации. В соответствии с данными преобразованиями правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству, а также функция составления отчета об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе» было утверждено Положение о Федеральном казначействе. Перед органами Федерального казначейства были поставлены следующие основные задачи: проведение кассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета; осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса; распределение (по законодательно установленным нормативам) доходов, поступивших в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней; осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; своевременное и качественное составление отчетности об исполнении федерального бюджета.

В 2010 году Федеральное казначейство определено как оператор созданной государственной автоматизированной информационной системы «Управление», представляющий собой единую распределенную государственную информационную систему, обеспечивающую формирование и обработку данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, данных официальной государственной статистики, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления, в том числе для информационного обеспечения стратегического планирования, а также предоставление и анализ информации на основании указанных данных.

В 2014 года создан и находится в ведении Федерального казначейства единый портал бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивающий доступ к информации о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, об организации бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации, а также к информации об осуществлении всеми публично-правовыми образованиями бюджетных полномочий

В 2015 году введена в эксплуатацию государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет», предназначенная для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также для повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.

С 1 января 2016 года введена в эксплуатацию Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС), включающаяся объем информации о закупках, включающий информацию обо всех этапах закупок, начиная с размещения в ЕИС планов закупок и планов-графиков, информацию об их реализации, заключенных контрактах, их исполнении, результаты мониторинга и контроля и др.

В 2016 году был успешно осуществлен процесс передачи казначейству функций упраздненной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Результатом этого явилось наделение Федерального казначейства всеми полномочиями по контролю в финансово-бюджетной сфере.

Федеральным казначейством обеспечена возможность ведения с 1 января 2019 года централизованного бюджетного бухгалтерского) учета, формирования бюджетной (бухгалтерской) отчетности, начисления и выплаты заработной платы отдельными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями

В 2019 году Федеральным казначейством обеспечен запуск и развитие государственной информационной системы «Независимый регистратор», созданной в целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок.

В 2021 году обеспечен полномасштабный переход на казначейское обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с использованием механизма единого казначейского счета.  Единый казначейский счет успешно функционирует: обеспечено открытие и функционирование всех счетов, входящих в состав единого казначейского счета. Такая технология позволила внедрить новые механизмы по управлению ликвидностью в части привлечения и размещения средств, по зачислению доходов от управления остатками средств на счета бюджетов субъектов.

Также в 2021 году создан сервис платежей, позволяющий принимать кредитными организациями платежи с указанием единственного реквизита – уникального идентификатора начисления. Таким образом обеспечена возможность сокращения заполняемых плательщиками реквизитов распоряжений о переводе денежных средств вплоть до одного.

         В 2022 году Федеральное казначейство отмечает 30-летний юбилей со дня образования. На протяжении этого времени Казначейство продолжает служить государству, способствуя укреплению устойчивости, надежности и прозрачности финансовой системы Российской Федерации, а также обеспечивать сохранность финансовых средств публично-правовых образований.

Главный специалист-эксперт отдела внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Тюменской области

А.П. Ботников

Литература.

Бюджетный процесс в Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Перспектива»: ИНФРА-М, 1998

Блех И. Устройство финансового управления и контроля в России в историческом их развитии. – СПб., 1895.

Вычугжанин А.Л. История казначейской системы Тюменской области. – Тюмень: Слово, 2005.

Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов. – СПб: Питер, 2001.

Ицкович Б.Ф. Становление финансовой системы России (XV – начало XIX века). – Екатеринбург, 2002.

Олейник А.Н. Институциональная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2000.

Артюхин Р.Е. Главная казна страны. //Российская газета – 2004. – № 272. 

Бережная Л.А. За эффективность в казначейской работе. // Финансы. – 2002. – №7.

Карпенко В. Это новое слово – казначейство. //Деньги и кредит. – 1998. – №1.

Лопина А.А. О взаимодействии участников бюджетного процесса. //Бюджет. – 2004. – №12.

Начинкин Д.Б. Эволюция казначейской службы в России. // Финансы. – 2004. – № 5