В 2021 году Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области (далее – Управление) осуществляло свои полномочия в сфере контроля деятельности некоммерческих организаций (далее также - НКО) на основании Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, в соответствии с Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 456 (далее – Административный регламент № 456), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В настоящее время действует Административный регламент осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации», утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12. 2021 № 274 (далее – Административный регламент № 274)
В соответствии с Административным регламентом № 274 осуществление государственного контроля (надзора) включает следующие административные процедуры:
проведение проверок некоммерческих организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов);
анализ отчетов некоммерческих организаций;
участие в мероприятиях некоммерческих организаций;
принятие по результатам контроля мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Мерами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в отношении НКО при выявлении нарушений законодательства являются:
- вынесение предупреждения (согласно статье 25 Федерального закона от 26.09.1997 N125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях») основанием для вынесения письменного предупреждения религиозной организации является нарушение законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях или совершение религиозной организацией действий, не соответствующих целям, предусмотренным ее уставом);
- приостановление деятельности религиозной организации (согласно статье 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и статье 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» основанием для приостановления деятельности религиозного объединения может являться обращение Минюста России (территориального органа) в суд с заявлением о его ликвидации либо запрете его деятельности в случае осуществления религиозным объединением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда);
- возбуждение дела об административном правонарушении в отношении религиозных организаций;
Минюст России (территориальный орган) по результатам государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с заявлением о:
- признании религиозной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица по основаниям и в порядке, которые предусмотрены пунктом 9 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»;
- ликвидации религиозной организации либо запрете деятельности религиозной организации в случае выявления в результате осуществления контроля обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 14 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях».
За 2021 год Управлением проведено 37 проверок в отношении некоммерческих организаций (2 религиозные организации, 17 общественных объединений, 18 - иные некоммерческие организации).
По итогам проведенных плановых и внеплановых проверок вынесено 18 предупреждений о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации, из них, руководствуясь абз. 8 п. 4 ст. 25 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", вынесено 2 предупреждения в отношении религиозных организаций.
Случаев несоответствия деятельности религиозных организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям не установлено, фактов, свидетельствующих о призывах к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновании или оправдании ими необходимости осуществления такой деятельности, не выявлено.
По результатам исполнения Управлением контрольно-надзорных полномочий в сфере НКО за 2021 год установлено, что типичными нарушениями законодательства Российской Федерации, допущенными религиозными организациями и послужившими основаниями для применения мер реагирования, явились:
- нарушение п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 9, п. 7 ст. 11 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», п. 1 ст. 123.26 Гражданского кодекса Российской Федерации (норма устава Организации не соответствует аналогичной норме централизованной организации).
- нарушение п. 2 ст. 123.27 Гражданского кодекса Российской Федерации (Устав не содержит предмет деятельности);
- нарушение п. 1. ст. 21.1 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Уставом Организации не предусмотрен орган, к компетенции которого относится письменное согласование сделок по распоряжению недвижимым имуществом, включая сделки, направленные на его отчуждение, приобретение, передачу его в аренду, безвозмездное пользование, а также договоры займа и кредитные договоры, совершаемые религиозной организацией);
- нарушение ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (устав Организации, предусматривая осуществление предпринимательской деятельности, не определяет виды (формы) такой деятельности, а также содержит формулировку «иные виды деятельности», что не позволяет определить виды деятельности Организации);
- нарушение ст. 24 Федерального закона от 26.09.1997 N125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Устав Организации предусматривает возможность заключения контрактов с работниками);
- нарушение абз. 3 п. 2 ст. 123.26 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 10 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (несоблюдение периодичности проведения заседаний органов управления Организацией);
- нарушение п. 9 ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" Организацией не проинформирован орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц;
- нарушение абз. 2 п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Устав Организации не содержит вид религиозной организации);
- нарушение абз. 3 п. 2 ст. 123.26 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 10 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (несоблюдение положений Устава Организации (не представлены акты проверок Ревизора за проверяемый период).
Нарушения, указанные в предупреждениях, устранены религиозными организациями в полном объеме. По результатам плановых и внеплановых проверок протоколы об административном правонарушении и исковые заявления не составлялись.
Признаков экстремистского характера в деятельности некоммерческих организаций по итогам проверок в 2021 году не выявлено.
Религиозные организации, получившие в течение одного года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, обязаны представлять в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган (Управление) отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании).
Религиозные организации, получившие денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет в объеме сведений, представляемых в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган.
Отчет предоставляется по форме ОР0001, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.09.2021 № 185. Срок представления – ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. По итогам проведенной в 2021 году контрольно-надзорной деятельности в сфере НКО такие предупреждения в адрес религиозных организаций Управлением не выносились.
В 2021 году в отношении 4 религиозных организаций вынесены предупреждения о недопустимости нарушения законодательства в соответствии с абз. 8 п. 4 ст. 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в части недостоверности сведений о местонахождении организации или о лице, имеющем право действовать от имени организации без доверенности. Нарушения, указанные в предупреждениях, устранены не всеми организациями.
За 12 месяцев 2021 года составлено 4 протокола об административных правонарушениях (непредставление документов), административные исковые заявления не составлялись.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" из плана проверок на 2022 год была исключена 21 некоммерческая организация.
Таким образом, в 2022 году документарные проверки в отношении религиозных организаций не проводились.
Предупреждения в адрес религиозных организаций в 2022 году не выносились, протоколы об административных правонарушениях не составлялись, исковые заявления в суды Тюменской области не направлялись.