Пейзаж Червишевского тракта на выезде из города медленно, но ощутимо меняется.
По левой стороне дороги практически готова третья линия опор будущей развязки: фундамент, тело и оголовок. Справа строят первую и вторую опоры.
Странно, рабочий день, а ни одного рабочего не видно. В вагончике прораба меня встречает Павел Буй, мастер строительно-монтажных работ. Он объясняет, что бригада из тринадцати рабочих ушла на обед пораньше. Но провести экскурсию по объекту он готов.
– На второй опоре идет армирование ригеля, – говорит Павел. – Дальше заканчиваем с опалубкой – выставили опалубочные щиты и скрепляем их. Нам нужно согреть поверхность до температуры плюс пять. Будем натягивать тенты.
Ригель – это опорная балка перекрытия, которая передает нагрузки с подферменников и пролета на колонны, а с колонн – на фундамент. Каркас ригеля очень длинный, привозили его по частям. После сборки подняли краном и поставили на опоры. Чтобы его залить, нужно согреть. Вот почему в воздухе пахнет соляркой: ею недавно заряжали дизельные пушки.
– Первая и третья опора похожи, их даже близнецами можно назвать. По проекту у нас стойки второй опоры цилиндрические, а на других – в форме трапеции. У нас есть примеры развязок, где опоры совершенно другие. Как наш говорит генеральный директор Николай Руссу, каждый мост своеобразен, нет двух одинаковых мостов, – рассказывает Павел.
Тем временем возвращаются рабочие. Шестеро уходят на одну опору, столько же – на другую. А тринадцатый у них – бригадир Владимир Бусыгин. Владимир рассказывает, что строил объекты в Боровом, Винзилях, Богандинском, Бушуево... Его обязанности как бригадира – задавать объем работы и, если что, подсказывать, как правильно. Однако делать это приходится нечасто, потому что все в бригаде опытные.
Фото Анны Ангел