Медиакарта
18:05 | 18 июня 2024
Портал СМИ Тюменской области

Внутренний финансовый аудит: проблемы и пути решения

С 1 января 2020 г. в статью 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» внесены изменения, расширяющие бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса, в частности предполагается осуществление внутреннего финансового аудита не только главными распорядителями и главными администраторами бюджетных средств, но и также распорядителями, администраторами и получателями бюджетных средств.

В переводе с латинского «audit» переводится «он/она слушает», и в действительности внутренний финансовый аудит позиционирует себя как деятельность по формированию и предоставлению руководителю независимой и объективной информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий, а также предоставление предложений о повышении качества финансового менеджмента.

До недавнего времени нормативно не были разделены понятия внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, что не позволяло в полной мере на законодательном уровне разделить эти процессы. Долгое время внутренний финансовый аудит позиционировался как часть контрольно-ревизионной работы, её дополнительная функция.

Исполнение бюджетных полномочий в процессе управления учреждением и наличие слаженной, организованной системы внутреннего контроля не следует разделять, иначе нарушается работоспособность всей системы управления. И вот здесь возникает необходимость в эффективном элементе, который станет частью системы внутреннего контроля. Например, в Управлении Федерального казначейства по Тюменской области роль этого эффективного механизма, который «снабдит» необходимой информацией руководителя, отводится отделу внутреннего контроля и аудита, наделённому полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита и не участвующему в организации и выполнении бюджетных процедур на основе функциональной независимости. Положительным моментом является то, что сотрудники отдела знают систему «изнутри», и выполнение аудиторских мероприятий «собственными силами» позволяет полученные навыки и опыт использовать внутри учреждения. Кроме того, прослеживается возможность использовать внутренний финансовый аудит как основу для профессионального развития, приобретения определенных навыков и карьерного роста сотрудников.

Несомненно, что важность осуществления внутреннего финансового аудита становится тем самым рычагом, который может помочь в совершенствовании бюджетных процедур и становится одним из ключевых факторов при принятии управленческих решений. Таким образом, перспективность развития этой деятельности становится на сегодняшний день весьма актуальной.

Как и любое новшество, внутренний финансовый аудит в начале своего становления столкнулся со следующими проблемами:

– недостаточный опыт либо квалификация сотрудников, осуществляющих внутренний финансовый аудит;

– ограниченное количество временных и трудовых ресурсов;

– отсутствие либо небольшой объем наработанных методических материалов;

– необходимость охвата большого количества бюджетных процедур в условиях ограниченных ресурсов;

– отсутствие унифицированных форм необходимых документов.

 На сегодняшний день повышение уровня квалификации сотрудников может достигаться через посещение внешних учебных программ и курсов, участие в различных вебинарах, семинарах, видеоконференциях, а также через взаимодействие и обмен опытом с другими участниками процесса, что позволит сформировать «особую культуру» работы.

Большой охват бюджетных процедур и ограниченное количество временных и трудовых ресурсов особенно остро проявляется при проведении аудиторских мероприятий с целью подтверждения достоверности годовой бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности. В данном случае важным условием для обеспечения реальной полезности внутреннего финансового аудита является непревращение его в рутинный процесс с целью формального соблюдения требований федеральных стандартов. При массивных объемах документов и в весьма сжатые сроки следует сформировать профессиональное суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности на основании обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств, собранных в ходе проведения данных аудиторских мероприятий. Одним из путей решения данной проблемы видится увеличение регламентных сроков осуществления аудиторских мероприятий, что позволит планомерно распределить нагрузку на сотрудников и обеспечить исполнение должностных обязанностей на качественном уровне.

Еще одним «проблемным» аспектом является отсутствие достаточного объёма наработанных методических материалов, поскольку внутренний финансовый аудит является достаточно «новым веянием» в бюджетном процессе в нашей стране. Поэтому важное значение приобретает разработка таких рекомендаций, которые позволят усовершенствовать систему внутреннего финансового аудита и оценить уже имеющийся опыт. В дополнение к методическим рекомендациям необходимым «приложением» должна стать разработка единых унифицированных форм документов, которая позволит обеспечить единообразный подход к оформлению материалов аудиторских мероприятий и их систематизацию.

Важность и перспективность внутреннего финансового аудита должна обеспечивать оптимальный баланс между выполняемыми бюджетными процедурами и теми результатами, достижение которых поставлено во главу угла. Таким образом, внутренний финансовый аудит на сегодняшний день становится тем самым инструментом, который позволяет получить всестороннюю информацию обо всех аспектах деятельности учреждения, провести анализ и повысить эффективность принятия управленческих решений. Именно благодаря внутреннему финансовому аудиту, руководитель может по-новому взглянуть на функционирование всей системы в целом и оценить качество принятых управленческих решений.

В УФК по Тюменской области за 2021-2022 гг. и истёкший период 2023 года проведено 36 аудиторских мероприятий, в том числе 32 – по подтверждению достоверности годовой бюджетной отчетности и соответствию порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности. Проведение аудиторских мероприятий осуществляется на основании и в сроки, установленные Планом проведения аудиторских мероприятий, который в соответствии с приказом Минфина России от 05.08.2020 № 160н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита» утверждается руководителем Управления до начала очередного финансового года. Далее руководителем аудиторской группы формируется программа аудиторского мероприятия в срок не позднее 5 рабочих дней до даты начала проведения аудиторского мероприятия. Аудиторское мероприятие проводится путем выполнения профессиональных действий с применением принципа профессионального скептицизма, позволяющего обеспечить обоснованные, надежные и достаточные аудиторские доказательства. Реализация результатов внутреннего финансового аудита осуществляется через составление и представление субъектом внутреннего финансового аудита заключений, содержащих информацию о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента.

В соответствии с Планом аудиторских мероприятий Управления на 2023 год перед отделом внутреннего контроля и аудита стоит задача по проведению 24 аудиторских мероприятий. По состоянию на 1 июля 2023 г. исполнение Плана сотрудниками отдела внутреннего контроля и аудита обеспечено на 62,5%. В III и IV кварталах этого года основной акцент будет сделан на проведение аудиторских мероприятий по подтверждению достоверности промежуточной бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в отношении передавших централизуемые полномочия федеральных органов исполнительной власти.

 

 

Торопова Надежда Сергеевна, главный специалист-эксперт отдела внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Тюменской области