В современном мире мы всё чаще сталкиваемся с тем, что у подрастающего поколения проявляются нарушения речи. В Упоровском районе для выявления причин проблем речевого развития детей создана муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия. В её составе учитель-логопед Анна Кладова.
С чего начинается работа с малышами? С игр. В то время, пока дети в игровой форме выполняют необходимые действия, специалист оценивает развитие артикуляционного аппарата и его подвижность, мимику, звукопроизношение. Если на приёме школьник, то ему дают прочитать небольшой текст. Тут сразу же определяется, знает ли ученик буквы, и какие звуки они обозначают. Умеет ли он читать, насколько понимает прочитанное, может ли пересказать текст и как это делает: полными предложениями или отвечает односложно. Умеет ли составлять устный рассказ по картинке.
– В последние годы речь у ребят очень краткая. Подробно и описательно они могут пересказать только детские сказки, которые они уже знают наизусть. От ребёнка сегодня услышать полный рассказ – большая редкость. Это во многом потому, что дети перестали общаться, предпочитая сухую переписку в телефоне, – считает логопед.
После полного осмотра специалистом выдаются рекомендации. Следовать им или нет, каждый родитель решает самостоятельно. Анна Владимировна отмечает, что взрослые могут отреагировать на советы членов комиссии по-разному: некоторые спешат исполнить предписания, а кто-то игнорирует их. Логопед рассказывает, что во всех школах района работают её коллеги, каждый из которых занимается с двадцатью детьми. Это учащиеся начальных классов и иногда – ребята постарше или наоборот, дошкольники с тяжёлыми нарушениями речи или инвалидностью.
С детьми какого возраста сложнее? Тут у Анны Владимировны также нет однозначного ответа. Всё зависит от вида нарушения речи, характера ребёнка, его целеустремлённости и самоконтроля. Особо капризных иногда приходится при осмотре вовлекать через их интересы, «подкупать» играми или небольшими призами.
Какие речевые отклонения чаще всего встречаются в практике специалиста? Вопрос неоднозначный. Если раньше Анна Кладова больше сталкивалась с проблемой невыговаривания отдельных звуков, то сейчас преобладают тяжёлые нарушения речи. На это, как утверждает логопед, влияет множество факторов: протекание беременности и родов, возраст женщины в момент рождения малыша, перенесённые болезни в его первые годы жизни. Важно и то, как разговаривают в его окружении. Учась говорить, ребёнок ориентируется на звуки, которые он слышит. Если кто-то из близких неправильно произносит звук «р» или шипящие, то есть вероятность, что он тоже будет произносить их с ошибками.
Как подчёркивает Анна Владимировна, на проблемы с речью у детей стоит обращать внимание с малого возраста. Чем раньше взрослые обратятся к специалистам, тем быстрее и качественнее будет оказана помощь малышам.
Фото автора.