Медиакарта
15:56 | 23 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Труд, превращённый в искусство

Тринадцать учителей из школ района в этот раз подали заявки на участие в конкурсе «Учитель года – 2010». Отборочный заочный тур прошли только семеро. В течение двух дней им нужно было показать жюри концепцию своей работы, дать уроки в незнакомом классе, представить фрагмент классного часа. Пятерка финалистов конкурса демонстрировала мастер-классы, а в борьбе за звание «Учитель года – 2010» на последнем этапе троим учителям нужно было включить свои творческие способности, создать эссе.

Вроде бы соперники собрались в школе №1, но на лицах – улыбки, а в перерывах между конкурсами звучали слова поддержки и дружеский обмен мнениями. Впервые за двенадцатилетнюю историю конкурса на районную сцену вышел преподаватель физкультуры. Учитель из школы №2 В.В. Дьяков впечатлил жюри конкурса дисциплиной на своем открытом уроке.

Когда мне предложили участвовать в конкурсе, я согласился. Значит, коллектив в меня верит, – рассказывает В.В. Дьяков. – Свою работу я вижу в том, чтобы передать детям накопленный опыт: все, что знаю и умею сам. Ещё у меня классное руководство в седьмом классе. У ребят сейчас подростковый возраст – критический, как его называют в педагогике. В этом возрасте они очень ранимы, поэтому, прежде всего, в воспитании ориентируюсь на личность ребенка.

По словам Вадима Викторовича, выступления всех конкурсантов заслуживали восхищения — было чему поучиться.

Первый тур полуфинала открыл методический семинар. Здесь главным критерием оценки конкурсантов стала связь представленной системы работы с практикой. Жюри присматривалось к умению анализировать, обобщать и применять инновационные идеи на уроках. В методическом семинаре лидировали учитель русского языка и литературы Земляновской школы Т.В. Короткова, учитель истории Евсинской школы Е.А. Калиновская и учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры О.О. Смолина. Т.В. Короткова занимается с детьми исследованиями как на уроках, так и на классных часах. Предметы исследований ее ученики видят буквально во всем: от литературных произведений до слов из предложений. Забегая вперед, скажу, что судейская коллегия присвоила ей звание «Учитель – интеллектуал».

Опору знаниям, а не костыль, мешающий детям в учебе, нашла для своих учеников Е.А. Калиновская. «Учитель — новатор», так ее назвало жюри, практически не ставит двоек в журнале и помогает развивать детям абстрактное мышление.

На конкурсе я показала методику работы с опорными конспектами, – рассказывает Елена Анатольевна. – Исторический материал насыщенный, сложный, и усвоить его помогают схемы, рисунки, условные знаки.

На мой непрофессиональный взгляд, именно открытые уроки являются главной единицей измерения профессиональных качеств учителя. Посудите сами, учитель демонстрирует здесь свою эрудицию, культуру публичного выступления, умение взаимодействовать с незнакомой аудиторией. Кроме этого, он должен оригинально и глубоко раскрыть тему урока, эффективно поработать с учащимися. Все конкурсанты доказали, что их уроки были рождены самостоятельно, а не позаимствованы из вне. При рассмотрении уроков, большое жюри не смогло не прислушаться к мнению ученического. Пусть их оценки были чуточку завышены, но они полностью совпали с мнением профессионалов. В составе ученического жюри была десятиклассница Вика Бачинина:

У каждого учителя просматривалась своя изюминка в методике преподавания, сложно было кого-то выделить. Уроки Т.В. Коротковой дают очень много знаний и запоминаются надолго. Понравился урок О.Н. Борцовой, учителя начальных классов из Медведевской школы. Такого ажиотажа на уроке я еще не видела, все руки тянули: «Спросите меня!» Только здесь на конкурсе я поняла, как тяжел учительский труд: столько нужно дать знаний, и сколько необходимо знать самому!

По итогам конкурса О.Н. Борцовой присвоили звание «Учитель — золотое сердце». На своих уроках она занимается развитием творческого мышления у детей младшего школьного возраста.

Я считаю, что только творческому человеку в наше время интересно жить, творчество способно помочь человеку реализоваться, – говорит Оксана Николаевна Борцова. – Люблю задавать семейные домашние задания. Когда в работу привлекают мам, пап, бабушек, дедушек – такие замечательные задачи дети в школу приносят.

Оценивая открытые уроки, самый высокий балл поставили уроку Е.А. Калиновской, на втором месте – Т.В. Короткова. Удачно выступила на этом этапе учитель географии школы №4 Е.М. Воронова. Но, чтобы попасть в тройку лидеров, она не добрала нужного количества баллов, зато получила на конкурсе звание «Учитель — интеллигент».

Состязания, будь они спортивные или интеллектуальные, потому и увлекают, что никогда не знаешь, кто придет к финишу абсолютным победителем. И вот по результатам проведенных мастер-классов в тройку супер-финалистов вышли три педагога – Т.В. Короткова, Е.А. Калиновская, О.О. Смолина. И творческое задание определило «Учителя года — 2010». Им назвали Ольгу Олеговну Смолину, учительницу из школы №1. На всех этапах конкурса она выдержала главное направление своей работы. Цель О.О. Смолиной – вырастить как можно больше людей с высоким общекультурным уровнем, используя уроки мировой художественной культуры и внеурочное время. В своих выступлениях она апеллировала поистине энциклопедическими познаниями: называла имена художников и музеи, где хранятся их работы, цитировала писателей и поэтов. Второе место по праву заняла Е.А. Калиновская. Впервые попав на столь серьезный конкурс, Елена Анатольевна и не мечтала занять столь высокие позиции – пережитое событие подарило ей стимул для дальнейшего профессионального роста. Т.В. Коротковой присудили третье место.

На торжестве, посвященном чествованию участников районного конкурса профессионального учительского мастерства, звучали поздравления не только для победителей. Заместитель председателя областной Думы В.А. Рейн поздравил и вручил благодарственные письма педагогам за результативность учебно-воспитательной работы и вклад в дело образования.

Наталья Гладковская

Фотоколлаж Евгения ДЕРИГЛАЗОВА

На фото: Финалисты районного конкурса «Учитель года – 2010» Е.А. Калиновская, О.Н. Борцова, Е.М. Воронова, О.О. Смолина и Т.В. Короткова (слева направо) с Главой района А.В. Желтоуховым и депутатом областной Думы В.А. Рейном.