Медиакарта
12:34 | 6 декабря 2025
Портал СМИ Тюменской области

НЕскучные уроки

Открытые уроки, которые ведут педагоги в городских школах с 20 января по 7 февраля, могут удивить не только учеников, но и взрослых. Жаль, что так преподают не каждый день.

Не по традиции. Шум и гам на перемене, по коридорам носятся школьники. А в кабинете информатики на первом этаже тишина. Семиклассники немного нервничают и затихают при виде жюри и журналистов перед началом открытого урока.

- Не обращайте внимания, работайте только со мной, - успокаивает их учитель математики Ирина Буряк.

Да и то сказать, это же не контрольная и не экзамен, а если и испытание, то только для педагога. Даже достаточно опытного. Ирина Георгиевна участвует в городском фестивале в номинации естественно-математического цикла предметов. На примере виртуального квеста в летнем лагере развивает функциональную грамотность, то есть учит применять теорию в реальной жизни. Помните, как часто мы недоумевали, мол, вот выросли, ну и где нам эти знания пригодились? Но если не смотреть на предмет узко, то всё на пользу. Учитель с лёгкостью идёт по стыкам дисциплин, в данном случае математики, химии, физики, использует навыки создания презентаций с помощью искусственного интеллекта.

Ученики последовательно подбирают ключи разблокировки виртуальных замкóв, ищут объекты, отмеряют размер гирлянды по периметру, переводят температурную шкалу из Фаренгейта в Цельсия и обратно, делают искусственный снег из полиакрилата натрия и мастерят «вечный» двигатель на батарейке. Всё за сорок минут. Облачко искусственных пушистых снежинок на уроке математики, где сначала нужно было вычислить степень необходимой концентрации смеси, удивило ребят вместе с жюри, кажется, больше всего. На голосового помощника из нейросети почему-то мало кто среагировал.

- Пользовалась зарубежной нейросетью с речью по-русски. К сожалению, искусственный интеллект отечественной компании имеет ограничения и генерировал бы не очень красивые аватарки, это школьникам неинтересно. Писала сценарий дома под своим аккаунтом, нейросеть выдавала результат. Но в бесплатной версии только 20 сюжетов. Так что дальше просто создам другой аккаунт, - приоткрывает секреты Ирина Георгиевна. - Во второй раз применила такое для ведения урока, недели две готовилась. А вообще подобные нестандартные занятия стараюсь проводить дважды в четверть.

Не спи за партой. Лучшие практики фестиваля планируют опубликовать в методическом вестнике ялуторовского ИМЦ. На следующей неделе пройдут ещё семь нестандартных уроков направления художественно-эстетического цикла и физкультуры. Их проведут в школе-интернате № 6, первой, четвёртой и школе им. Декабристов. Гуманитарный и естественно-математический циклы уже состоялись.

- Но позвольте, - может воскликнуть иной читатель, - это что, у нас педагоги теперь должны выступать в роли массовиков-затейников, чтобы дети не скучали? И так уже уроки по 40, а не по 45 минут, как раньше. Не слишком ли много уступок?

Как говорится, не мы такие - жизнь такая. О клиповом мышлении у молодёжи уже кто только не говорил. Современные дети часто не в состоянии долго удерживать внимание на чём-либо, привыкли переключать и перелистывать. Ненадолго останавливает их только яркая подача. И если взрослые пока ещё способны молча высидеть нудное собрание, отработать 12-часовую смену или целый день усердно вязать, то новому поколению это уже не под силу. Частенько даже зевают на уроках.

- Скука - главный враг образования. Ребёнок не запоминает материал, у него снижаются результаты, что приводит к неуспеваемости. Это отразится впоследствии на работе, когда он вырастет, - утверждает директор городского информационно-методического центра Наталья Балакирева. - Поэтому у нас и появилась идея фестиваля нестандартных для традиционной системы образования процессов с эффектами неожиданности и удивления.

Хорошая мысль буквально витала в воздухе. Замечательно, что наши педагоги вновь проявили инициативу. Было бы здорово масштабировать их опыт хотя бы на уровне области. С другой стороны, это опять шаг взрослых навстречу школьникам. В ответ, как подразумевается, у детей должна вырасти мотивация учиться. Но проверить это можно будет разве только в конце учебного года по статистике успеваемости. Или обнаружив, что ваш ребёнок внезапно снял наушники, отложил телефон, взял толстую книгу и делает глубокомысленные пометки на полях.

Автор: Олег ВЛАДИМИРОВ /фото автора