В первом полугодии 2025 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области (далее - Управление) достигнуты положительные результаты по показателям оценки эффективности деятельности по всем направлениям деятельности.
В отчетном периоде 2025 года Управлением проведена правовая экспертиза 1037 нормативных правовых актов (далее – НПА) Тюменской области, в аналогичном периоде прошлого года (далее – АППГ) 709. По результатам проведенных экспертиз выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству в 14 нормативных правовых актах Тюменской области (АППГ-8). Также в 1 НПА, утверждающем административный регламент предоставления государственной услуги, был выявлен коррупциогенный фактор. За отчетный период Управлением зарегистрировано 213 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы муниципальных образований Тюменской области (АППГ – 247), из них 95% поступили в электронном виде (АППГ– 91%). Принято 1 решение об отказе в государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы (АППГ – 4).
Регистрационные действия Управления в отчетном периоде не обжаловались. В первом полугодии 2025 года в рамках оказания методической помощи органам местного самоуправления было рассмотрено 27 проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований Тюменской области (АППГ – 78), замечания и предложения отсутствовали.
В сфере государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью проведено 12 проверок некоммерческих организаций (АППГ - 16), по результатам которых вынесено 9 предупреждений о недопустимости нарушения законодательства (АППГ - 15), в суды направлено 8 административных исковых заявлений о ликвидации некоммерческой организации и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (АППГ - 8). За 6 месяцев 2025 года ежегодную отчетность представили 1354 (АППГ - 1329) некоммерческих организаций, что составило 71,1% (АППГ - 71,06%) от 1904 (АППГ - 1870) некоммерческих организаций, обязанных отчитываться о своей деятельности. Посредством информационного портала Министерства юстиции Российской Федерации в электронном виде отчитались 70,3% некоммерческих организаций от общего числа представивших.
В сфере нотариата Управлением совместно с представителями Тюменской областной нотариальной палаты проведено 16 плановых проверок деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой (АППГ - 8, из них 1 внеплановая). По результатам проведения проверок деятельность 15 нотариусов по исполнению Правил нотариального делопроизводства признана удовлетворительной, в отношении 1 нотариуса материалы проверки направлены в Тюменскую областную нотариальную палату для возбуждения дисциплинарного производства и решения вопроса о привлечении нотариуса к дисциплинарной ответственности. Также в 1 полугодии 2025 года Управлением проведено 2 внеплановые проверки совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, по итогам проведения которых в действиях глав сельских поселений и уполномоченных должностных лиц установлены нарушения части 1 статьи 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 и положений Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, утвержденной приказом Минюста России от 07.02.2020 № 16, приказа Минюста России от 30.09.2020 № 226 «Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления».
В отчетном периоде Управлением внесено в Адвокатскую палату Тюменской области 4 представления о возбуждении дисциплинарных производств (АППГ - 8).
В соответствии с Соглашением о взаимодействии между ГАУ ТО «МФЦ» и Управлением предоставление государственной услуги по проставлению апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации, осуществляется во всех 45 филиалах МФЦ региона. В 1 полугодии 2025 года Управлением проведена работа, направленная на правовое информирование населения о возможности подачи документов в рамках предоставления государственной услуги по проставлению штампа на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации, через любой филиал ГАУ ТО «МФЦ» Тюменской области, ввиду расширения филиальной сети. По результатам проведенной работы в 1 полугодии 2025 года 53 % указанных документов, поступили из МФЦ (АППГ — 18%). В рамках реализации государственной услуги по проставлению апостиля на документах, подлежащих вывозу за границу Российской Федерации, Управлением проставлен соответствующий штамп на 208 официальных документах (АППГ – 259).
В первом полугодии 2025 года осуществлялась работа по развитию обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, обеспечению функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, созданию 2 негосударственных центров БЮП, деятельность которых направлена на оказание квалифицированной адресной юридической помощи наиболее незащищенным категориям граждан (инвалиды, дети-сироты, и др.).
Совместно с некоммерческой организацией разработана социальная реклама, имеющая адресную направленность для участников СВО и членов их семей. В целях оказания населению содействия в оперативном и адресном получении бесплатной юридической помощи Управлением во взаимодействии с участниками региональной системы разработан Единый справочник БЮП, содержащий краткую информацию о поставщике бесплатной юридической помощи, вопросе ведения и контактном телефоне.
Штатная численность Управления составляет 29 ед. (АППГ – 29 ед.), фактическая по состоянию на 30.06.2025 составила 24 ед., штат Управления укомплектован на 82,76% (АППГ– 86,21%), текучесть кадров составила 10,43 % - 3 человека, (АППГ - 4 чел. - 13,8 %).
Всего за 6 месяцев 2025 года по результатам бюджетной деятельности Управления перечислено доходов в бюджеты в сумме 45 601,8 тыс. руб. (АППГ – 18 681,5 тыс. руб.), в том числе в федеральный бюджет перечислено 45 393,0 тыс. руб. (АППГ – 18 565,5 тыс. руб.). В областной бюджет перечислено госпошлин на сумму 208,7 тыс.руб. (АППГ – 116,0 тыс. руб.).
Вместе с тем остаются задачи, на которые нужно обратить внимание в первом полугодии 2025 года. Это обеспечение надлежащего проведения правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Тюменской области; обеспечение эффективности взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления Тюменской области в целях приведения региональной нормативной правовой базы и уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным законом от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»; повышение качества ведения ПС НПА ЕСИТО и федерального регистра муниципальных правовых актов Тюменской области; обеспечение надлежащего исполнения некоммерческими организациями обязанностей по представлению ежегодной отчетности, а также по размещению уставов на Портале некоммерческих организаций Минюста России; продолжение работы по выявлению некоммерческих организаций, прекративших свою деятельность, в отношении которых имеются основания для направления административных исковых заявлений о ликвидации в суд; развитие государственной системы БЮП в Тюменской области путем создания государственного юридического бюро и негосударственной системы путем вовлечения в её работу новых участников, а также работа с повышением эффективности действующих участников, правовое информирование и правовое просвещение населения региона; всестороннее содействие в оказании БЮП участникам СВО и членам их семей; совершенствование механизмов контрольно-надзорной деятельности в сфере адвокатуры и нотариата; организация порядка оказания государственных услуг на основе принципа клиентоцентричности, позволяющего эффективно удовлетворять потребности жителей региона в качественных и доступных государственных услугах; оказание методической помощи органам местного самоуправления, направленной на повышение качества оказания нотариальных услуг на местах; формирование кадрового резерва для своевременного замещения вакантных должностей; обеспечение доступности и информированности граждан о деятельности Управления.