Федеральное казначейство проводит анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся исполнительными органами субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее соответственно – Анализ, органы государственного (муниципального) финансового контроля), в соответствии с пунктом 3 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядком проведения Федеральным казначейством анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся исполнительными органами субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 августа 2023 г. № 134н.
Целью Анализа является совершенствование деятельности по исполнению бюджетных полномочий органов (муниципального) финансового контроля, установленных пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Министерством финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) проводится комплексная оценка результатов проведения Анализа на основании представленного в Минфин России Федеральным казначейством доклада по результатам проведенного Анализа.
По результатам проведения указанной комплексной оценки Минфином России прорабатывается вопрос внесения изменений в федеральные стандарты, а также в порядки осуществления Федеральным казначейством Анализа, в том числе в целях повышения качества осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также качества результатов проведения Анализа.
По результатам Анализа, проведенного в 2024 году, можно отметить следующее.
От органов государственного (муниципального) финансового контроля получена информация об осуществлении ими мероприятий по совершенствованию деятельности по исполнению бюджетных полномочий, путем проведения активной работы в части принятия мер по устранению недостатков, в том числе работы по:
- анализу причин и условий, способствовавших возникновению недостатков, установленных при проведении Анализа;
- актуализации актов, регламентирующих организацию осуществления полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю;
- систематическому изучению сотрудниками бюджетного законодательства в части осуществления полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю и применения его в работе;
- усилению контроля за осуществлением полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю;
- передаче полномочий по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля на уровень муниципальных районов.
Вместе с тем, Федеральным казначейством обобщена информация о выявленных системных проблемах при осуществлении органами государственного (муниципального) финансового контроля бюджетных полномочий, в том числе:
- трудности при формулировании описания содержания выявляемых нарушений;
- сложности при обобщении и учете выявленных нарушений для составления отчетности;
- невозможность обеспечения соблюдения принципа независимости в связи с недостаточностью необходимых для этого финансовых и квалифицированных кадровых ресурсов.
Указанные проблемы и другие актуальные вопросы организации внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе требующие изменения законодательства Российской Федерации, освещены в докладе о результатах проведения Анализа за 2024 год, направленном Федеральным казначейством в Минфин России.
В целях совершенствования методического обеспечения деятельности органов государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также повышения качества нормативных правовых (правовых) актов, регламентирующих исполнение бюджетных полномочий, в докладе представлены предложения Федерального казначейства по рассмотрению вопросов:
- о разработке и внедрении единого классификатора нарушений (рисков), выявляемых в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, а также соответствующего порядка его ведения, в целях унификации учета выявляемых нарушений на основе Классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере;
- о разработке на базе подсистемы финансового контроля государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» единой системы учета, обработки, анализа и хранения информации в рамках осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
- о закреплении критериев, определяющих возможные формы организации внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе особенности исполнения полномочий органа внутреннего муниципального финансового контроля в случае невозможности обеспечения соблюдения принципа независимости (упрощенное осуществление контроля).
На 2025 год утвержден график проведения Управлением Федерального казначейства по Тюменской области Анализа в отношении 7 органов государственного (муниципального) финансового контроля. По состоянию на 01.10.2025 аналитические мероприятия в соответствии с графиком проведены в отношении 5 органов государственного (муниципального) финансового контроля.
Информация от Управления Федерального казначейства по Тюменской области по результатам Анализа, проведенного в 2025 году, также будет направлена в Федеральное казначейство для отражения актуальных вопросов и формирования предложений в составе доклада в Минфин России.
Велижанина Ольга Семеновна, главный специалист-эксперт отдела внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Тюменской области