Медиакарта
21:55 | 25 декабря 2025
Портал СМИ Тюменской области

Совершенствование казначейского контроля по исполнению федерального бюджета: история и современность. 30 лет УФК по Тюменской области

20 декабря 2025 года Управлению Федерального казначейства по Тюменской области исполняется 30 лет.

За минувшие годы проделана огромная работа по созданию системы исполнения федерального бюджета, совершенствованию процедур санкционирования и контролю за использованием государственных средств. Конечно, это были годы сложных радикальных перемен в жизни страны, время активного поиска методов развития экономики и социальной сферы в рыночных условиях.

В числе первых, а именно, 21 мая 1996 года, создан Отдел платежей из федерального бюджета УФК по Тюменской области. Первоначально финансирование расходов осуществляли на счета бюджетополучателей, открытые в учреждениях банка. А с ноября 1997 года счета начали открывать в УФК по Тюменской области. С этого момента к основной функции отдела – финансирование расходов федерального бюджета и доведение реестров – добавился предварительный и текущий контроль за целевым использованием средств бюджетополучателей.

Одновременно специалисты осваивали учет операций в новом программном продукте «Смета». Бюджетополучатели предоставляли платежные поручения в пяти экземплярах, изготовленные в основном на типографском бланке и печатной машине. Первых два экземпляра платежного поручения оформляли оттиском печати и подписями руководителя и главного бухгалтера. Выписки передавали бюджетополучателям также на бумажном носителе и с приложением платежных поручений по поступлению и списанию с отметкой УФК по Тюменской области. Специалисты осуществляли ведение картотеки и обеспечивали своевременное списание поступивших средств на счет бюджетополучателя. Достаточность средств на счете бюджетополучателя рассчитывали в ручном режиме с учетом поступлений и предъявленных платежных поручений на списание. Допустить превышение остатка на счете считалось самым грубым нарушением специалиста.   

В марте 1999 года функцию предварительного и текущего контроля передали во вновь созданный операционно-контрольный отдел, а последующий контроль – в контрольно-ревизионный отдел.

Специалисты операционно-контрольного отдела приняли новую функцию по выдаче разрешений на открытие счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности. В октябре 1999 года внедряли и осваивали учет бюджетных обязательств, принятых федеральными учреждениями, который снял напряжение в оплате счетов по коммунальным услугам и позволил исключить понятие «кредиторы». В тот момент принятие бюджетных обязательств являлось новацией и коснулась только кодов экономической классификации по оплате коммунальных услуг.

 В 2000 году в результате реорганизации отдел переименовывается в отдел финансирования расходов и социальных выплат. УФК по Тюменской области начинает делать первые шаги по переходу на безбумажную технологию приема от распорядителей бюджетных средств реестров на финансирование подведомственных учреждений путем автоматизации посредством магнитного носителя (дискеты), а уже в 2001 году принимает реестры посредством сети Интернет. В тот момент внедрение автоматизации процессов инициировалось Управлением самостоятельно, как и разработка вариантов.

Платежные поручения начали принимать в трех экземплярах, на формате листа А4, которые оформляли посредством компьютерной техники. В 2001 году прекращает свое существование картотека неоплаченных документов и на органы Федерального казначейства была возложена государственная функция организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на бюджетные средства по денежным обязательствам бюджетных учреждений.

В январе 2002 года отдел претерпел очередную реорганизацию и переименован в отдел платежей федерального бюджета. В целях автоматизации обработки информации началось поэтапное внедрение программного продукта «Центр – Казначейский счет» (далее - Центр-КС).

 В апреле 2003 года отдел переименован в отдел расчетно-кассовых операций по лицевым счетам бюджетополучателей. В результате поиска решения автоматизированной обработки платежных поручений в 2004 году отдел внедряет аппаратно-программный комплекс BiPrint, основанный на использовании штрих-кодовой технологии и позволяющий автоматизировать и существенным образом ускорить ввод платежных документов в информационную систему. До реализации данной новации специалисты осуществляли ввод реквизитов платежного документа, предъявленного получателем бюджетных средств, путем ручного заполнения полей в программном продукте «Смета», «Центр-КС».

В 2005 году внедрен порядок доведения объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета путем доведения Расходного расписания, заменивший Реестр на финансирование. Существенно изменяется структура бюджетной классификации и порядок ее применения, классификация расходов изменяется с шестизначной на двадцатизначную бюджетную классификацию.

В январе 2006 года отдел переименовывается в отдел расходов. Наименование, которое и сегодня имеет в соответствии с организационно-штатной структурой УФК по Тюменской области. Начат перевод учреждений и организаций на обмен документами через Систему электронного документооборота (далее - СЭД) в режиме реального времени. Указанный программный продукт внедрялся централизованно Федеральным казначейством.

Еще одна новация, которая внедрена специалистами УФК по Тюменской области и апробирована с клиентами федерального уровня в 2007 году – это прием документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств по оплате за поставленные товары, оказанные услуги и выполненные работы, по системе электронного документооборота в виде графической копии, полученной сканированием, как произвольный документ. Данная новация в дальнейшем внедрена Федеральным казначейством для всех территориальных органов Федерального казначейства, основываясь на опыте УФК по Тюменской области.

Продолжается интеграция информационной системы органов Федерального казначейства с информационными системами получателей средств. Начинается процесс унификации и стандартизации кассовых процедур через внедрение технологических регламентов на каждой стадии исполнения бюджетов.

Справка. По состоянию на 1 января 2008 г. в органах Федерального казначейства по Тюменской области обслуживается 301 получатель средств федерального бюджета, из них 37 получателей средств имеют лицевые счета в УФК по Тюменской области и 264 – в отделениях. Также УФК по Тюменской области осуществляет операции на лицевых счетах 12 распорядителей средств федерального бюджета. 

В январе 2009 года внедряется ряд нормативных правовых актов Минфина России и Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы, порядок санкционирования расходов с предоставлением участниками бюджетного процесса подтверждающих документов в электронном виде, Административный регламент по исполнению судебных актов по обращениям взыскателей на средства федерального бюджета, порядок обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов.

В 2011 году успешно внедрена Автоматизированная система Федерального казначейства (далее - АСФК), однако обмен электронными документами с получателями бюджетных средств продолжал осуществлялся через СЭД.

Также внедрен учет бюджетных обязательств не только по коммунальным платежам, но и по всем государственным контрактам (договорам) на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров.

Кроме того, с 1 января 2011 года введен в промышленную эксплуатацию единый информационный ресурс о государственных и муниципальных закупках - официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru, на котором заказчики самостоятельно размещают соответствующую информацию.

В 2012 году осуществлен перевод получателей средств бюджетов на «Систему удаленного финансового документооборота Автоматизированной системы Федерального казначейства» (СУФД). Благодаря интеграции электронного документооборота с другими подсистемами АСФК для автоматизации бизнес-процессов минимизировалось время обработки платежных документов.

Одним из приоритетных направлений в рамках реализации Стратегической карты Казначейства России является цифровизация, которая пошла семимильными шагами. Цифровизация исполнения расходов федерального бюджета Федеральным казначейством стала отражать многогранный процесс, направленный на повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования государственных средств, которая включили в себя внедрение новых технологий и автоматизацию различных этапов бюджетного процесса.

С 2016 года реализована новация по созданию и развитию подсистем государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – ГИИС «Электронный бюджет»), оператором которых является Федеральное казначейство.

В 2016 году проведена апробации учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета в ГИИС «Электронный бюджет».

И уже в 2017 году в целях выполнения первоочередных задач по внедрению подсистемы «Управление расходами» (далее – ПУР) ГИИС «Электронный бюджет» Федеральным казначейством осуществлен переход работы клиентов УФК по Тюменской области в компонентах ПУР ГИИС «Электронный бюджет», обеспечивающих доведение бюджетных данных, ведение реестра государственных заданий, ведение Реестра соглашений, учет бюджетных и денежных обязательств, интеграция бюджетных обязательств через Единую информационную систему в ПУР ГИИС «Электронный бюджет».

Территориальные органы Федерального казначейства по Уральскому федеральный округу в мае 2020 года приступили к осуществлению функций по кассовому обслуживанию операций со средствами, поступающими во временное распоряжение в ГИИС «Электронный бюджет». И в течение двух лет компоненты ПУР постепенно дорабатывались. Полученный опыт и практика позволили приступить к переводу клиентов федерального уровня, бюджетных и автономных учреждений из АСФК в ГИИС «Электронный бюджет», а также функций по учету и исполнению исполнительных документов и решений налоговых органов.

С 2023 года сотрудниками отдела расходов осуществляются единовременные проверки сведений о принимаемых и принятых бюджетных обязательств в рамках единого чек-листа в личном кабинете открытого контура Единой информационной системы, сведений о денежных обязательствах и распоряжений о совершении казначейского платежа, сформированных ФОИВ и ФКУ, а также федеральных автономных и бюджетных учреждений. Единовременные проверки документов обеспечивают качественное предоставление платежных документов, начиная от постановки на учет бюджетного и денежного обязательства до предоставления распоряжения о совершении казначейских платежей.

Осуществляется перечисление денежных средств с использованием сервиса перечисления по реквизитам банковских карт «Мир» при осуществлении зарплатных и иных схожих по своему содержанию выплат в ГИИС «Электронный бюджет» в режиме реального времени и моментального зачисления денежных средств с использованием лишь номера карты.

На основании одного оформленного документа в электронной форме платежного документа клиент УФК по Тюменской области может осуществить множество выплат (до 10 000) – это значительного оптимизирует процесс документооборота и, как следствие, ускоряет процесс доведения денежных средств до получателей.

В 2025 году внедрен механизм автосанкционирования операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, что привело к снижению затрат на обработку платежных документов.

Внедрение автоматизированных систем, осуществляющих проверку документов на соответствие бюджетному законодательству, лимитам бюджетных обязательств и другим установленным требованиям ускоряет и упрощает процедуру проверки и одобрения платежей, повышение контроля за целевым использованием.

В настоящее время цифровизация колоссально повлияла на качество исполнения федерального бюджета в части:

повышение эффективности – сокращение времени обработки платежей, снижение административных издержек;

улучшение прозрачности – обеспечение доступа к информации о расходах федерального бюджета для граждан и организаций;

усиление контроля – предотвращение нецелевого использования средств и мошенничества;

повышение подотчетности – усиление ответственности участников бюджетного процесса за использование государственных средств;

исключение ошибок специалиста.

Цифровизация исполнения расходов федерального бюджета является приоритетным направлением деятельности Федерального казначейства. Успешная реализация УФК по Тюменской области стратегических проектов Федерального казначейства позволило значительно повысить эффективность управления государственными финансами и обеспечить более рациональное использование бюджетных средств.

Справка. По состоянию на 1 октября 2025 г. в органах Федерального казначейства по Тюменской области обслуживается 75 получателей средств федерального бюджета, из них 30 получателей средств имеют лицевые счета в УФК по Тюменской области и 45 – в территориальных отделах. Также УФК по Тюменской области осуществляет операции на лицевых счетах 4 распорядителей средств федерального бюджета.

Кроме того, за период цифровизации произошла оптимизация государственных органов, которая привела к оптимизации бизнес-процессов, повышению эффективности работы в части централизации функций, внедрению современных технологий и перераспределению ресурсов по повышению производительности и качеству государственных услуг, перераспределение функций между ведомствами, что позволило улучшить координацию и избежать дублирования усилий, внедрение принципа «одного окна», сокращение числа инстанций для согласования.

 Заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Тюменской области Прыткова Елена Евгеньевна

Начальник отдела расходов Управления Федерального казначейства по Тюменской области Царенко Ольга Викторовна