Медиакарта
10:18 | 5 декабря 2025
Портал СМИ Тюменской области

Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений

Процесс исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). Указанная глава предусматривает три механизма исполнения требований судебных актов.

Во-первых, в соответствии со статьей 242.2 БК РФ, исполнение судебных актов на возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. В данном случае, взыскателю необходимо обращаться в Министерство финансов Российской Федерации.

Зачастую взыскатели предъявляют подобные судебные акты в территориальные органы Федерального казначейства и сталкиваются с возвратом документов. Это увеличивает сроки предъявления и исполнения указанных судебных актов.

Во-вторых, в соответствии со статьей 242.3 БК РФ, исполнение судебных актов на взыскание задолженности на средства федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений. Для исполнения таких судебных актов взыскатель предоставляет в любой орган Федерального казначейства исполнительный лист вместе с заявлением и заверенным судебным актом.

Существенной проблемой для взыскателей является отказ в принятии документов к исполнению в связи с предоставлением неполного комплекта документов (как правило, это отсутствие копии судебного акта, оригинала либо нотариально заверенной копии доверенности).

В случае возврата документов, представленных представителем взыскателя, документы направляются непосредственно взыскателю, что значительно увеличивает сроки для повторного предъявления комплекта документов.

В-третьих, в соответствии со статьями 242.4, 242.5 БК РФ, исполнение судебных актов на взыскание задолженности на средства бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета территориального государственного внебюджетного фонда), на средства местного бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений. Взыскатель предоставляет исполнительный лист вместе с заявлением и заверенным судебным актом в орган, не осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов указанных учреждений.

На данном этапе взыскатели сталкиваются с проблемой - как выяснить, в каком органе открыты лицевые счета казенных учреждений?

Достоверным источником является Реестр участников и неучастников бюджетного процесса, размещенный на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (https://budget.gov.ru/Бюджет/Расходы/Реестр-участников-и-неучастников-бюджетного-процесса). Интуитивный интерфейс сайта без труда позволяет найти нужную организацию, после чего, в разделе «Сведения о лицевых счетах, открытых в финансовых органах», можно посмотреть, где открыты лицевые счета должника.

Срок исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации единый и составляет три месяца.

В случае неисполнения в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, орган Федерального казначейства приостанавливает осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника. Однако, данная мера не распространяется на распоряжения, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами.

Наряду с этим существует порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений, который регулируется Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Такие исполнительные документы также предъявляются в орган Федерального казначейства.

Особенностью исполнения судебных актов в отношении бюджетных учреждений, в отличие от федеральных казенных учреждений, является срок их исполнения - 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа. К исполнительному документу должно быть приложено заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. То есть предъявление копии судебного акта в данном случае не является обязательным.

При неисполнении должником в установленный срок требований исполнительного документа орган Федерального казначейства также приостанавливает осуществление операций по расходованию средств (за исключением операций по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), выплате стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, обучающимся по очной форме обучения).

При этом, взыскатели предъявляют исполнительные документы, одновременно содержащие требования о взыскании денежных средств с основного должника (как с казенного учреждения, так и с бюджетного учреждения), а при недостаточности средств с субсидиарного должника.

Исполнительные документы, не исполненные основным должником – казенным учреждением, в связи с недостаточностью денежных средств в трехмесячный срок не позднее следующего рабочего дня после истечения указанного срока, подлежат регистрации к лицевому счету субсидиарного должника.

Исполнительные документы, не исполненные основным должником – бюджетным учреждением, подлежат регистрации к лицевому счету субсидиарного должника по истечение 30 рабочих дней со дня получения основным должником уведомления о поступлении исполнительного документа.

Исчисление сроков исполнения исполнительных документов в отношении субсидиарного должника осуществляется с даты регистрации исполнительного документа к его лицевому счету.

В настоящее время исполнение судебных актов проделало большой путь цифровизации от бумажного документооборота и ручных операций к электронному взаимодействию, автоматизации и использованию информационных технологий на всех этапах исполнительного производства. Этот путь призван сделать исполнение судебных актов быстрее, прозрачнее, эффективнее и менее обременительным для всех участников.

Кроме того, проектом Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», подготовленным Минюстом России, ID проекта 01/05/07-25/00157967 предусмотрены изменения в главу 24.1 БК РФ.

В частности, по заявлению взыскателя или его представителя суд сможет направлять исполнительный документ в реестр исполнительных документов, администратором которого будет являться Федеральная служба судебных приставов.

В законопроекте говорится, что взыскатель может попросить суд направить комплект исполнительных документов посредством реестра на исполнение в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования.

Также законопроект прямо предусматривает возврат документов представителю взыскателя, что значительно упрощает процедуру исполнения судебных актов.

Планируется, что данный закон вступит в силу с 01.01.2028 года.

В заключении хотелось бы отметить, что цифровизация исполнительных документов в Федеральном казначействе – это важный шаг на пути к повышению эффективности и прозрачности управления государственными финансами, обеспечивающий своевременное и законное исполнение решений судов и других уполномоченных органов, а также избежание рисков утери исполнительных документов. Это позволяет не только защитить права взыскателей, но и обеспечить надлежащий контроль за целевым использованием средств.

Главный казначей отдела расходов Управления Федерального казначейства по Тюменской области – Томилова Анастасия Игоревна