Медиакарта
21:16 | 20 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Ведь это счастье – просто жить…»

(Продолжение. Начало в №№ 15 – 16 от 26 февраля)

«…Когда нас ночью везли к Сталинграду, в сумерках разглядеть что-то отчётливо было невозможно. Казалось, перед нами пригород, и только с рассветом стало ясно что к чему: повсюду было множество подбитых танков, груды мёртвых тел, всё горело - вода и земля. Стояла сплошная дымовая завеса, вокруг - воронки от разрывов бомб, развалины… Тогда я осознал, куда попал, и что такое война. От увиденного всех охватил ужас, но мне повезло - я выжил…», - такой впервые увидел войну молодой солдат Михаил Богданов.

…Малая родина Михаила - деревенька Горюновка, от которой сейчас остались лишь воспоминания. В крестьянской семье, кроме него, было ещё два брата и две сестры. Жили бедно, поэтому, когда подвернулся случай записаться на ФЗО (обучение при фабриках и заводах), он, не раздумывая, согласился. Весть о войне застала парня в Хабаровске, на шахтах, где трудились за булку хлеба, что полагалась в сутки. Полученный паёк работяги съедали сразу, но постоянное чувство голода не проходило. Однажды Михаил принял решение ехать на фронт, но его просьба долго рассматривалась и была удовлетворена только в мае 1942 года.

Он очень обрадовался, когда однажды друзья объявили, что на его имя пришла повестка из Бурейского РВК Хабаровского края Амурской области, где было сказано прибыть в военкомат со всеми вещами.

«25 мая был призван в армию, - гласят записи паренька, - и направлен в г. Хабаровск на трёхмесячные радиокурсы. Начал занятия с 26 мая и проучился до 20 августа. В этот же день с другими парнями был отправлен на фронт. Уже в начале сентября мы прибыли на ст. Верещагино Красноярского края, где были переданы в отдельный армейский заградотряд 252-й стрелковой дивизии. Оттуда сменили маршрут на Сталинград, путь следования лежал через Куйбышев, Ульяновск, Сызрань, Камышин, Балашов. 29 октября вступили в бой северо-западнее Сталинграда у станции Дубовка, где загораживали 932-й стрелковый полк. После чего меня переправили в танковый десант для очередного прорыва. В этих боях потерял многих друзей… После смены был направлен в столицу нашей Родины – Москву. Садились в поезд на станции Лог, до которой от реки Дон шли целый день пешком, а где и ползли на коленках, потому как не было больше никаких сил двигаться на ногах. Приехали в град-столицу ободранные, голодные, обессиленные. Сильно заболел дизентерией. В Москве нас привели в порядок: помыли в бане, подлечили, переодели. Несколько человек из отряда отправили в 4-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию г. Люберцы. Там был зачислен радиотелеграфистом при штабе. Также нас обучали специальности парашютиста для спец.высадки. Но из-за разногласий с помощником командира взвода меня, и ещё нескольких парней, направили в артиллерийский полк в п. Дзержинка».

На этом 1942 год для Михаила Евдокимовича Богданова завершился. Подробностей боевого пути 1943 года нет, так как записи по неизвестным причинам не сохранились. Но кое-что всё-таки удалось узнать: наш герой участвовал в боях на Курской дуге, за что был награждён медалью «За отвагу», под Старой Руссой, ст. Поныри, д. Губино, форсировал реку Днепр… По имеющимся заметкам, сделанным на скорую руку, можно проследить дальнейший путь солдата-земляка, который оказался не менее богатым на события. Вот как об этом пишет в своей записной книжке сам Михаил:

«Первого января 1944 года из-под Ельска Гомельской области мы тронулись через Овруч, Коростень, Житомир на Умань, а 25 числа в селе Ивахны вступили в бой. Крепко бомбили нас, особенно с 26 на 27 января. Враг пустил много танков, мы просто-напросто были вынуждены «драпать», оставив всю батарею вместе с машинами и отступив на Лукашевку. В этом бою погиб почти весь личный состав, вместе с комбатом Корнеевым. После такого бегства я, и ещё Петька Куликов, оказались в с. Дубравка, где нас на какое-то время приютила одна семья. Немного очухавшись, пошли искать своих – нашли в Хмелёвке. В селах Шуляки, Тетиев, х. Рыдонка до марта держали оборону. И уже восьмого числа пошли вперед на Жмеринку. Снаряды носили на себе, кое-кто доставлял на лошадях, было трудно, но радовало то, что враг отступает. Следующим этапом был Могилёв-Подольский, который открывал дорогу на Молдову. После успешного форсирования реки Прут, десятого апреля мы вступили на румынскую землю, где под городом Ботошани участвовали в бою. Затем, переправившись через реки Молдову и Серет, с 20 июля по 10 августа держали оборону города Пашкани. За десять дней мы сделали марш-бросок под г.Яссы и уже 20 августа в восемь часов утра, прорвав оборону противника, пошли вперёд. 31 августа взяли с боем город Плоешти и благополучно освободили румынскую столицу – Бухарест. Оттуда мы двинулись к границе Венгрии, но, прежде чем её пересечь, вступили в бой под г.Турда и Клуж, затем вышли на Мишкольц (Венгрия)…»

Это сегодня нам кажется, что всё так просто и легко давалось, как в записях: такого-то числа мы взяли… А на самом деле сколько всего можно прочитать за простыми солдатскими строками – боль, усталость, страх, отвага, мужество, потеря друзей, радость побед…

Новый, 1945, год наш герой встретил в лесу, на подступах к городу Лученцу (Чехословакия). Был сильный мороз, и солдаты грелись у костра, но подобная передышка – лишь начало для нового броска. Позже они обороняли одно небольшое село, а 24 февраля выдвинулись на Будапешт, не доехав до которого 50 километров, остановились на отдых.

«Семнадцатого марта, - читаем в записях Михаила Евдокимовича, - мы снялись с места и уже 24 вступили в бой, который произошёл на реке Грон. Сражались отчаянно, но всё-таки наша взяла, а 30 числа форсировали реку и 3 апреля вошли в г. Бротислава. Двенадцатого апреля мы - на территории Австрии, где в одном из боёв было убито и ранено много солдат. С 20 апреля по 7 мая обороняли австрийский город Ланц, восьмого пошли в Чехословакию – не доезжая г. Табор, остановились в одном селе. 9 МАЯ - ДЕНЬ ПОБЕДЫ! Мой же боевой путь закончился 12 мая 1945 года в 50-ти километрах от Праги…»

Но служба Михаила продлилась ещё на два года. Домой солдат вернулся только в марте 47-го, где рождалась другая, мирная, жизнь, которую предстояло ещё восстанавливать. Впереди ждали новые трудности, но они были созидательными…

Л. Лапухина

Теги: Победа