На современном этапе прослеживается интенсивное развитие информационных отношений в России. Неотъемлемой составляющей государственно-правового регулирования в условиях современного общества является правовое управление информационной средой, т.е. сферой деятельности субъектов, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации.
Гарантированное положениями Конституции Российской Федерации право доступа к информации, затрагивающей права, свободы и обязанности человека и гражданина, право на тайну частной жизни (статьи 23 и 24), тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (статья 23), право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29), свободу слова (статья 29) заложило основу развития информационных отношений в России.
Принятая в 2000 г. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации содержала положение о том, что современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.
Как было отмечено в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации 2008 года, информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.
К началу 2009 года сложились все условия для принятия федерального законодательства об обеспечении доступа к информации граждан России. Большой вклад в этот процесс внесла Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации (существовала с 1994 по 2000 годы), ее решения о защите прав граждан на свободный доступ к информации, освещаемые в них проблемы актуальны и сегодня (URL: http://www.svobodainfo.ru). Постановление Европейского суда по правам человека (далее - Суд) от 17 января 2008 года по жалобе № 14810/02 по делу Бирюкова против России, в котором Суд признал, что имело место нарушение ст. 6 Конвенции. В частности, после рассмотрения судами гражданского дела и вступления его в законную силу не был достигнут гарантированный контроль правосудия общественностью для сохранения права на справедливое судебное разбирательство. Недопустимым полагает Суд оглашение только резолютивной части решений (нарушение гласности), ограничение вручения копий решений судов (только через канцелярию суда), неинформирование граждан по принятым решениям судами публично, т.е. государство не обеспечило требование гласности судебных решений (URL: http://www.svobodainfo.ru).
Еще в апреле 2006 года Верховный Суд Российской Федерации выступил субъектом законодательной инициативы и внес законопроект № 287750-4 «Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Итогом всей проведенной работы стал принятый и опубликованный Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), вступивший в силу с 1 июля 2010 года.
Несмотря на то, что Федеральный закон вступил в силу в июле 2010 года, реализация его требований была начата уже с момента его принятия – 22 декабря 2008 года. Более того, готовность судов стать открытыми для граждан стала главной темой в организационно-технической жизни судебных органов на 2009 - 2010 годов.
В целом Федеральным законом определен как сам процесс организации доступа к информации о деятельности судов, так и основные требования при обеспечении доступа к данной информации. В Федеральном законе названы основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов, указаны способы обеспечения доступа к информации, установлена форма предоставления такой информации, а также четко определены права пользователей информации и установлен порядок защиты прав.
С принятием Федерального закона стало понятно, что становление информационной политики судебной системы является важной задачей политики всего государства. Бесспорным является и то, что принятый Федеральный закон - это важный шаг на пути укрепления независимости правосудия.
Первоочередное значение в Федеральном законе уделяется тому, чтобы в информационном сопровождении были активно задействованы Интернет -ресурсы судов.
Безусловно, что в настоящее время Интернет занимает одну из лидирующих позиций среди всех информационных ресурсов. А потому так важна роль Интернет - ресурсов в обеспечении деятельности судов. В ближайшее время Интернет - ресурсы судов назовут, пожалуй, самой объективной и оперативной формой обеспечения гласности и открытости правосудия.
Так, Федеральным законом установлены правила предоставления информации через Интернет - ресурсы. Все действующие суды в России, имея в своем распоряжении Интернет - сайты, на которых представлена полная информация об их работе, обязаны обеспечить подачу информации в соответствии с принятыми положениями Федерального закона, а именно обязаны отвечать за достоверность, правильность и законность предоставляемой информации. При этом открытость информации третьим лицам в ходе осуществления правосудия должна обеспечиваться также созданием условий безопасности всех участников процесса.
В соответствии с положениями Федерального закона Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента для размещения информации о деятельности судов используют сеть Интернет, в которой создают свои официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос. В случае, если суд общей юрисдикции (районный суд, гарнизонный военный суд, мировой судья) не имеет официального сайта и возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте органа Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится этот суд общей юрисдикции. Порядок создания официальных сайтов, размещения на них информации о деятельности судов, сроки обновления указанной информации с учетом требований настоящего Федерального закона устанавливаются в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации - субъектами Российской Федерации.
К полномочиям субъектов Российской Федерации и органов Судебного департамента в рамках реализации положений Федерального закона отнесено законодательное закрепление: правоотношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей; формы предоставления информации о деятельности судов в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей (форма предоставления указанной информации может предусматриваться, также, регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества; в случае, если форма предоставления информации о деятельности судов не предусмотрена, она может определяться запросом пользователя информацией); требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами для конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей. Также, законодательством субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, устанавливаются положения об ознакомлении пользователей с информацией о деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей.
В целях реализации указанных положений Федерального закона в органами государственной власти Тюменской области, Управлением судебного департамента в Тюменской области, а также Управлением по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области была проведена большая работа в части обеспечения всех 64 судебных участков мировых судей в Тюменской области собственными Интернет – сайтами, размещения на указанных Интернет – сайтах информации, предусмотренной Федеральным законом, а также принятия законодательных актов регулирующих правоотношения в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности соответствующих судов.
На момент вступления в силу Федерального закона – 1 июля 2010 года, информация о деятельности мировых судей Тюменской области была размещена на портале www.mirsudrf.ru. Для перехода к перечню судебных участков мировых судей Тюменской области и последующего доступа на Интернет - сайт каждого из участков, необходимо на указанном портале открыть раздел «Справочник судебных участков мировых судей» и выбрать соответствующий федеральный округ и субъект Российской Федерации.
Отделом информационно – технического обеспечения Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области, 9 июня 2010 года, было завершено заполнение необходимой информацией, в соответствии с требованиями Федерального закона, всех Интернет - сайтов судебных участков мировых судей Тюменской области. На указанных сайтах подробно освещена информация о судебных участках мировых судей Тюменской области.
В части нормативного регулирования органами государственной власти Тюменской области, правоотношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности мировых судей в Тюменской области на территории Тюменской области деятельность мировых судей регламентирована Законом Тюменской области от 06.05.2000 № 179 «О мировых судьях в Тюменской области» (в редакции Закона Тюменской области от 26.03.2009 № 17). Тюменской областной Думой был принят Закон Тюменской области от 10.06.2010 № 30 «О внесении изменения в Закон Тюменской области «О мировых судьях в Тюменской области», вступивший в силу 1 июля 2010 года, которым в полном объеме реализованы указанные положения федерального законодательства. Так, в соответствии с данным законом, Закон Тюменской области от 06.05.2000 № 179 «О мировых судьях в Тюменской области» был дополнен статьей 14.1., регулирующей положения об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Тюменской области и установлено, что доступ к информации о деятельности мировых судей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» . Информация о деятельности судов предоставляется в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами, на которых размещается информация о деятельности мировых судей, устанавливаются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области либо в соответствии с соглашением между Правительством Тюменской области и Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Тюменской области. Ознакомление пользователей информации с информацией о деятельности мировых судей, находящейся в архивных фондах, осуществляется в порядке, установленном федеральными и областными нормативными правовыми актами об архивном деле.
В настоящее время все 64 судебных участка мировых судей в Тюменской области имеют собственные Интернет - сайты, которые функционируют в нормальном режиме, содержат информацию о деятельности соответствующего судебного участка мирового судьи и доступны для неограниченного круга лиц. На главной странице каждого из указанных Интернет – сайтов размещена информация об аппарате мирового судьи, режиме работы и адресе соответствующего судебного участка мирового судьи и др. Кроме того, каждый из 64 Интернет – сайтов судебных участков мировых судей Тюменской области содержит следующие разделы: «О судебном участке»; «Справочная информация»; «Территориальная подсудность»; «Обращения граждан»; «Новости и события» и др. В данных разделах содержится общая информация о суде, информация о компетенции мирового судьи, льготах на оплату государственной пошлины, образцах заявлений, о порядке и времени приема граждан, нормативно - правовой базе, регулирующей деятельность мировых судей, информация связанная с рассмотрением дел мировыми судьями и др.
В свою очередь, необходимо отметить, что на Интернет - сайте Управления судебного департамента Тюменской области (http://usd.tum.sudrf.ru) в разделе «Статистика» размещены сведения о работе судей Тюменской области, в том числе мировых судей Тюменской области. Так, в данном разделе, в табличном варианте, в процентном и числовом выражении, содержится информация о количестве дел рассмотренных мировыми судьями Тюменской области (в том числе с нарушением срока), остатке дел мировых судьей Тюменской области, фактической нагрузке мирового судьи Тюменской области, с разбивкой на уголовные, гражданские и административные дела и инстанции. Указанные сведения, представлены, в том числе, за 6 месяцев 2010 года.
Кроме того, информация о кадровом обеспечении суда и сведения о размещении заказов на поставки товаров,выполнение работ, оказание услуг для нужд судов в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, предусмотренные подпунктами 5, 7 пункта 1 статьи 14 Федерального закона размещается на Интернет - сайте Управления судебного департамента Тюменской области (http://usd.tum.sudrf.ru). Так, на указанном Интернет сайте в разделе «Конкурсные торги» содержится информация, что все сведения о конкурсных торгах, проводимых управлением Судебного департамента в Тюменской области, находятся на официальном сайте Российской Федерации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru.
С учетом изложенного, в Тюменской области реализованы положения Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», в части нормативного регулирования органами государственной власти Тюменской области, правоотношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности мировых судей Тюменской области, а также организации доступа к информации о деятельности мировых судей Тюменской области, размещаемой в сети Интернет.