Медиакарта
17:33 | 6 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Новые стандарты в начальном образовании

В последние несколько лет слова «модернизация» и «инновация» так крепко вошли в наше сознание, что мы стали употреблять их даже в повседневной жизни. Вместо того чтобы сказать, что нужно сделать в квартире ремонт, мы говорим: «Пора вплотную заняться модернизацией жилья». Процесс усовершенствования уже затронул здравоохранение, государственные службы, систему МВД, образование. Конечно же, мало кто из нас понимает все тонкости происходящего, но почему-то больнее всего мы воспринимаем изменения в системе образования.

«Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Ребята будут вовлечены в исследовательские и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности, - говорит президент с экрана телевизора. - Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенно школьников, хорошо знающие свой предмет…».

С 1 сентября 2010 года несколько школ Тюменской области, в том числе Уватская и Туртасская, участвуют в апробации федеральных государственных стандартов начального образования. Для меня эта тема очень близка, так как мой ребенок учится в первом классе. Поэтому и хотелось бы разобраться в нововведениях и помочь другим родителям первоклассников. В первую очередь отметим все плюсы происходящего. А минусы, возможно, останутся и вовсе не замеченными.

Нововведения коснулись учителей, учеников и администрации учебных заведений. Новая задача учителей - учить детей учиться. Ребенок должен уметь самостоятельно находить ответы на вопросы, применять полученные знания не только в рамках определенного предмета, но и на других дисциплинах. Надо сразу же оговориться, часы по обязательным предметам остались на прежнем уровне. Однако появились дополнительные занятия по шести направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность. Всего 10 часов в неделю.

Школами был разработан план внеклассной работы. В процесс работы с детьми по направлениям вовлекаются не только основные педагоги, но и педагоги-предметники и преподаватели дополнительного образования. Конечно, это несомненный плюс. Во-первых, наши детки научатся общаться с другими преподавателями, соответственно и процесс адаптации в среднем звене для ребят пройдет намного легче. Во-вторых, детям предоставляется возможность попробовать поучиться музыке, танцам, рисованию, пению, позаниматься спортом и выбрать наиболее понравившееся. Все кружки и секции бесплатные.

В новых стандартах заложены две концептуальные вещи: программа духовно-нравственного развития и формирование здорового и безопасного образа жизни. С первого класса детям будут даваться элементарные социальные знания, они научатся общественным нормам, правилам поведения и сформируют позитивное отношение к тому, что считается благом. Что ещё нового? Стандарты заставляют увязывать содержание предмета с реальной жизнью и практикой. К примеру, на уроках «Окружающего мира» прошли определенную тему, а потом на экскурсии посмотрели, как процессы, описанные в учебнике, происходят в природе. В предмете литературное чтение главной задачей будет не скорость чтения слов в минуту, хотя и это важно, а умение осознанно читать текст, искать в нем нужную информацию и анализировать прочитанное.

Теперь все достижения учеников по разным предметам собираются в портфолио. По русскому языку и литературе это могут быть сочинения, аудиозаписи ответов, иллюстрации к прочитанным произведениям. По математике - цифровые диктанты, записи решений познавательных задач, рисунки к упражнениям. Таким образом, будет реализовываться индивидуальный подход в образовательном процессе, который позволит в большей степени выявлять и поддерживать талантливых детей.

Дорогие родители, разве не этого мы ждем от образования? У многих мам возникают вопросы по дополнительному питанию. Так вот, по нормам промежуток между питанием детей должен составлять не более 3,5-4 часов в зависимости от возраста. Поэтому питание двухразовое. А если ребенок один дома, сколько раз вы его полноценно кормите за день?

И наконец-то отношения между школой и родителями скреплены договором. Конечно, он еще далек от совершенства и требует доработок, но хотя бы на бумаге прописаны все гарантии и обязанности сторон.

Если кому и доставили неудобства новые стандарты в начальном образовании, так это только педагогам. При оставшейся на прежнем уровне зарплате работы стало гораздо больше. К тому же у учителей происходит переосмысление всей своей деятельности и психологическая перестройка сознания. Нужно ведь не просто дать ученику готовые знания, а каждый урок построить таким образом, чтобы у ребенка появилось желание самому искать необходимую информацию.

Наверное, каждый родитель мечтает, чтобы его чадо выросло высокообразованным и уверенным в себе человеком, готовым противостоять любым трудностям. Предполагается, что модернизация в системе образования и введение новых стандартов как раз и помогут вырастить элиту общества, способную сделать нашу страну комфортной для жизни.

Обучение по новым стандартам будет вводиться постепенно. В 2011-2012 учебном году по ним станут учиться только первоклассники, соответственно в 2012-2013 учебном году - 1-е и 2-е классы, и так далее до 2020 года.

Предметные результаты образовательной деятельности. Конкретные элементы социального опыта - знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

Личностные результаты образовательной деятельности. Система ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированная в образовательном процессе.

Метапредметные результаты образовательной деятельности. Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Общественный договор в области образования. Выявленные и согласованные социально-образовательные требования, предъявляемые к образованию семьей, обществом и государством, выражающие солидарную ответственность за результаты образования.

Лариса ФИЛАТОВА