Медиакарта
17:32 | 6 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Эксперимент: адресная помощь неохотно идет по контракту

В феврале 2010 года глава государства поручил правительству Тюменской области совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ провести в 2010-2011 годах эксперимент по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта с перспективой распространения его результатов на все регионы. Тюменская область вошла в число 17 регионов, на базе которых проводится эксперимент.

По закону социальный контракт - это договор о взаимных обязательствах между семьей (или человеком), органами соцзащиты населения и администрацией муниципального образования о предоставлении адресной социальной помощи в виде денежных выплат, социальных услуг или натуральной помощи.

Заместитель губернатора, директор департамента социального развития Тюменской области Ольга Кузнечевских проинформировала коллег о том, как выполняется поручение главы государства. В 2010 году в целом по области было заключено 825 социальных контрактов, в том числе 717 договоров по выходу малоимущих семей на самообеспечение (аналог оказания помощи на основе социального контракта). Контракты заключены сроком на два года. Средний размер выплаты составил 36 тысяч рублей. Более 90 % участников мероприятий - это семьи с детьми, около 97 % участников направили полученные средства на развитие личных подсобных хозяйств.

Предоставление такого рода государственной поддержки предполагает заключение между его участниками трехсторонних договоров по типу: малообеспеченная семья - орган соцзащиты - администрация муниципального образования.

Успешной реализации программы социальных контрактов в Тюменской области, считает Ольга Кузнечевских, помогло то, что в регионе уже несколько лет осуществляются комплексные меры по выходу малообеспеченных семей на самообеспечение. «Обкатанная» схема и наработанная практика позволили значительно сэкономить время. Сработал также тот факт, считает губернатор В.В. Якушев, что жители Тюменской области убедились в эффективности такой адресной помощи со стороны государства.

Еще один плюс – взаимность обязательств сторон в социальном контракте. При его заключении не только государственные и муниципальные органы обязуются предоставить помощь и оказать организационную поддержку. Сторона, получающая ее, обязуется направить средства на решение оговоренных в контракте проблем. Значит, исключается нецелевое использование бюджетных денег.

Если брать конкретно Ярковский район, то за весь прошлый год в нем заключен 1 социальный контракт. Много это или мало? Справедливости ради надо отметить, что за тот же период 35 семей, проживающих в наших сельских поселениях, вышли на самообеспечение по соответствующей программе. Пока очевидно, что ярковчане неохотно идут на заключение социальных контрактов. Может, боятся брать на себя повышенные обязательства или опасаются бюрократических проволочек. А возможно, и просто не хотят слезать с «государственной шеи», ведь придется в итоге отказаться от всех видов пособий.

Олег РАЕВСКИЙ