Медиакарта
6:33 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Героини победы

(Женщины-трактористки Ярковского района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)

Впервые я увидел настоящий трактор в детстве – в 1949 или 1950 году. Как-то мы с одноклассниками пришли на территорию льнозавода (он находился тогда рядом с нынешним промкомбинатом). …И увидели чудо! Для нас это было чудом! На небольшом возвышении стоял настоящий трактор – без кабины, с большими задними колесами со ступицами, огромным рулем и таким же большим металлическим круглым сиденьем с дырками. Мы по очереди «катались» на нем: «рычали», «тарахтели», крутили рулевое колесо и т.д. Обошли это «чудо техники» и прочитали надписи: «ХТЗ» – с одной стороны, с другой – «НАТИ». Тогда, конечно, мы не знали, как это перевести. В школе мы узнали, что это трактор выпуска Харьковского тракторного завода. А НАТИ?? Позднее в энциклопедическом словаре я узнал, что это аббревиатура Научного автотракторного института, основанного в 1925 г. в г. Москве. …Но вскоре наша «игрушка» исчезла неизвестно куда.

Несколько слов из истории тракторостроения

Первые тракторы на гусеничном ходу появились в 1830 г. вначале в Англии, затем во Франции, в США – в 1912 г. – «Форд-зоны». Но раньше, чем в США, прототип современного гусеничного трактора сконструировал русский механик-самоучка Ф. А. Блинов. В 1889 г. в г. Саратове и в 1896 г. в г. Нижнем Новгороде им был продемонстрирован гусеничный «самоход» с паровым двигателем. Этот трактор был еще неэкономичен, громоздок, но его создание было большим шагом вперед на пути изготовления машин для сельского хозяйства. Еще шаг вперед на пути отечественного тракторостроения был сделан в годы первой пятилетки в связи с коллективизацией сельского хозяйства.

В 1930 году был построен Сталинградский тракторный завод, в 1931 г. – Харьковский, в 1933 г. – Челябинский.

В 1933 г. была создана первая женская тракторная бригада, которую организовала Прасковья Никитична Ангелина (1913-1959 гг.), кавалер двух высших наград Героя Социалистического Труда (1947, 1958 гг.). Именно тогда, в 30-е годы, она бросила клич «Женщины, на трактор!».

«Первый трактор «Фордзон» появился в нашем районе в селе Покровское в 1933 году. Затем в феврале 1934 г. была организована Покровская МТС и при ней в 1936 г. первая в районе школа трактористов». (Из сборника «Страницы истории Ярковского района. 70 лет», стр. 20»). На учебу в школы были направлены не только мужчины, но и женщины. А при Иевлевской МТС было создано 7 женских тракторных бригад.

Далее в статье я буду использовать воспоминания самих трактористок, их родных, фотографии 1930-50-х годов из районной газеты военных лет «По Ленинскому пути», отдельные примеры героической работы трактористок в статьях районной газеты «Знамя коммунизма» 70-х годов, документы, фотографии и т.д. Поэтому, не откладывая на конец статьи, хочу поблагодарить за переданный мне богатый материал близких родственников и друзей женщин – трактористок и комбайнеров, работавших в 1930– 50-х годах прошлого, XX века: Нину Леонидовну Бобову, Алексея Александровича Бобова, Людмилу Георгиевну и Ивана Ивановича Бурнашевых, Людмилу Георгиевну Побежаеву, Нину Григорьевну Калинину, Тамару Григорьевну Налобину, а также директора Ярковского районного музея Галину Михайловну Лукину и научного сотрудника архива Тюменского областного краеведческого музея Альбину Леонидовну Соловьеву.

Одной из первых трактористок в нашем районе стала Анна Федоровна Бобова (1904–1988 гг.). Старшая по возрасту, А.Ф. Бобова помнила первые годы революции, как создавались первые колхозы, как вообще начиналась коллективизация. У них в деревне Агалье первый колхоз «Первый Интернационал» возник в 1930 г. А через два года колхозники сменили непонятное для них название на более поэтичное и ясное – «Тайга», и образовался он в 1932 году.

Вот что об Анне Федоровне рассказывает ее дочь Нина Леонидовна: «Мама всегда любила работать в поле, особенно пахать. Сохой ее научил управлять дедушка. А когда она подросла, то ей доверяли даже проводить первую борозду в поле. У нас в деревне был даже праздник – Праздник первой борозды».

Анна Федоровна вспоминала: «Впервые тракторы мы увидели весной 1936 г. В это время мы пахали на лошадях в поле. И вдруг увидели, что по нашей агальинской дороге едут 6 колесных тракторов. Мы побежали за ними. Я увидела, что один из тракторов ведет девушка. Я подумала: «А я чем хуже ее?» И когда председатель колхоза предложил мне поехать на курсы трактористок в Покровскую МТС (1936 г.), то я с радостью согласилась. А дочь определила к родственникам».

Учились охотно, с жадностью схватывая все на лету. И вот выпуск. И Анна Федоровна Бобова ведет в Иевлевскую МТС первые шесть колесных тракторов ЧТЗ-60, мощных по тем временам.

Она вспоминала: «На них не было кабины, мотор заводился «ломиком» - прямой рукояткой. А сколько гордости было управлять этой машиной! Но колесники меня не устраивали, вернее, мало привлекали. Я мечтала о гусеничном ЧТЗ. И когда в район пришли первые пять гусеничных ЧТЗ, то мне посчастливилось: мне выделили один. Он был легок в управлении, лучше заводился, больше в нем было сил.

Работали мы с радостью – от зари до зари, не представляя себе, что такое выходной день. Колхоз в конце 30-х годов заметно окреп. Но началась война, мужики ушли на фронт, а в колхозе остались женщины, старики да дети.

Мой гусеничный ЧТЗ тоже «взяли» на войну: на фронте такие тракторы тоже были нужны. А мы пересели на колесные ЧТЗ, СТЗ и «Универсалы». На них трудно было работать: они плохо заводились, не было запчастей, а если они и были, то за ними нужно было ехать из Агальи в Иевлево – в МТС, а это более 60 км, а если бездорожье… Катастрофически не хватало керосина для заправки (он шел в авиацию) и т.д.

Все больше женщин-трактористок стало работать на колесниках: Зоя Калашникова, Фрося Бронникова, Анастасия Бурнашева, Мария Калашникова и другие. Труд был очень тяжелый, изматывающий, без суточной замены, без отдыха. Но это тоже был фронт – только трудовой. Кроме этого, мы собирали для отправки фронтовикам теплые вещи, проводили фронтовые займы и т.д. Последний, 1944 год я еще отработала бригадиром тракторной бригады. Но сил у меня для такого изнуряющего и тяжелого труда уже не было. И в конце 1944 г. я вынуждена быластоит как вкопанная. Понукали, понукали – ни с места. Тогда Анна Федоровна говорит мне: «Распрягай!» Распрягли. Смотрю на Анну Федоровну. А она стянула оглобли ходка чересседельником и …сама впряглась в него и рывками – рывками вытащила ходок из грязи, так повторила несколько раз и вывезла его на чистое место. Любой мужик мог бы позавидовать этой женщине, на вид сухощавой, пожилой уже. Я удивился тогда силе и выносливости этой женщины. Недаром в народе тогда женщины говорили о себе: «Я и лошадь, я и бык – я и баба, и мужик».

Позднее Анна Федоровна работала агентом Госстраха (уже в Ярково в 50-х годах), неоднократно избиралась депутатом сельского и районного советов депутатов трудящихся. Было время, когда она руководила сельским клубом Агальи. Алексей Александрович Бобов так отзывается о ней: «Женщина она была боевая, сильная, если нужно и важно, за словом в карман не полезет. Лентяя отчистит так, что тот долго будет вспоминать ее критику.

Когда она приходила в клуб, начиналось оживление. Анна Федоровна хорошо играла на гармошке и балалайке, пела и задорно плясала – а иначе какой же она заведующий клубом? Где-то из радиопередачи услышала слово «попурри». Что оно означает, она знала, но иронически изменила название на «пупури». И говорила пришедшим слушателям: «А теперь послушаем «Пупури на колхозные темы» - и пела озорные частушки, сочиненные ей же самой. В зале стоял хохот. Все оживало, когда она входила в зал. Усталось куда-то будто уходила. Люди смеялись над ее шутками, удивлялись ее жизнелюбию и стойкости. А это так нужно дни она систематически перевыполняет нормы. При норме 4 га пахоты в день, она вспахивает около 5. «Буду работать по-военному с раннего утра до позднего вечера без аварий и простоев». 6/V – 1942 г.

«Недавно у трактористки Иевлевской МТС Клавдии Пуртовой в боях за Родину погиб муж. Клавдия решила мстить немецким захватчикам за гибель мужа самоотверженным трудом на колхозных полях. На своей машине ежедневно выполняет около полуторных норм. По постановлению СНК СССР (Совнаркома) за выполнение 15-дневного задания она получила премию. «Буду давать две нормы», – заявила Пуртова». 24 мая 1943 года.

«Молодые трактористки Покровской МТС Анастасия Распо-пова, Антонина Щеткова ежедневно перевыполняют нормы выработки по вспашке земли на трактор – 75 га. Это задание они выполнили еще 27 апреля, вспахав 80 га. Тогда они взяли обязательство к 1 мая вспахать еще 40 га. И это обязательство успешно выполнили. «На тракторе, как на боевом танке!» - под таким лозунгом работают молодые патриотки». А. Сидоров. 1 мая 1944 года.

«Новокаишкульская школа Новоалександровского сельсовета под руководством учительницы Гарифуллиной почти каждый день собирают колоски с убранных полей. Обмолоченные колоски дали 1,5 (полторы) тонны зерна». Сентябрь 1944 года.

В 1975 г. в Иевлево, в клубе, проходил слет трактористов, работавших в годы Великой Отечественной войны в Иевлевской МТС. Поставлен был концерт силами Ярковского Дома культуры. В этом концерте принимал участие и автор этой статьи с песней «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» По данным Ярковского музея, в то время, в конце войны, насчитывалось в Иевлевской МТС 30 трактористов и 27 трактористок – ветеранов труда Великой Отечественной войны 1941-45 гг. После заседания и концерта трактористы и трактористки сфотографировались. Снимок, конечно, не очень удачный, да и место тоже выбрано не для памятных фотографий, но кое-кто из родственников снявшихся на фото узнал их. Может, и вы кого-то узнаете? После торжеств некоторые журналисты газеты «Знамя коммунизма» взяли интервью у трактористов и трактористок военных лет. Из очерка С.С. Колчанова («Знамя коммунизма». 15/II – 1975 г.) «О подвиге женщин-трактористок в годы войны». «Рассказывает старейший тракторист Иевлевской МТС Николай Игнатьевич Устюгов. На фронт он не попал из-за последствий болезни (перенес тиф). На фронт ушли четыре его брата и все погибли в начале войны. Тогда он пошел в контору МТС и попросил работу. Ему поручили руководство над женщинами-трактористками.

«Больше всего, – рассказывает он, – мне запомнились опытные уже женщины-трактористки Ефросинья Чемагина, Анна и Валентина Ганихины. С ними вместе работали девчонки по 17-18 лет».

«Самой трудной, – вспоминает уже Анна Илларионовна Ганихина, – была первая уборка. Трактор ни за что не хотел повиноваться слабым девичьим рукам. А сломается – хоть «караул» кричи. А работать надо в любых условиях. По утрам холодный трактор не заводился. Вдвоем, а то и втроем при помощи ремней или веревки крутили рукоятку. А если это не помогало, устанавливали раннее зажигание. Что это очень опасно – знали. Случалось, ломала руки сдавшая в обратную сторону рукоять».

Был вывих сустава и у Анны Илларионовны – но …надо было работать. Хоть криком изойди, но надо!

«А в тесной мастерской, – вспоминает Н.И. Устюгов, – клепали, паяли, ковали железо женские руки. Здесь же заводили трактора, дымили газ-гены. Поэтому в мастерской стоял густой угарный дым, грохот и никакой вентиляции. Иногда женщины не выдерживали и падали в обморок от такой обстановки, да и от недоедания и недосыпания. Их выносили на свежий воздух. И они, отдышавшись, вновь шли к машинам. Да! Была во всем этом любовь к своему хлеборобскому труду и несгибаемая воля к Победе».

Хорошо помнит молодых трактористок из Иевлевской МТС, закрепленных за колхозом им. Сталина (д. Щетково, д. Кома-рица), бывшая колхозница этого хозяйства Тамара Григорьевна Налобина. «Трактористки были все молодые, особенно запомнилась Валентина Петровна Хрушких. Ей было всего 18 лет. Маленькая ростом, меньше всех, да и силенок было маловато у нее. Чтобы дотянуться до рычага (ломика), ей подставляли под ноги подставку – плашку. Если рычаг не срабатывал, то ее сбрасывало с плашки. Мы сперва смеялись, а потом стали помогать – стали на ломик наматывать веревку и дергали ее. Бывало, что и сами кубарем летали вслед за веревкой – тогда уж смеялась она. Работала Валентина на ХТЗ – НАТИ. Но потом привыкла, стала работать нормально.

Хорошо помню молодую трактористку Надежду Кузьминичну Губкину (в замужестве Колчанову). И ее мать работала трактористкой у нас. Обе закончили школу трактористов при Покровской МТС.

Работала трактористкой у нас Анна Леонидовна Шуклина (Нало-бина). После войны уехала на Урал, в г. Косулино. Помню трактористку Надежду Александровну Налобину. Сейчас она живет в д. Усалка у дочери, ее сестру, тоже трактористку, Анну Александровну Налобину (1926-2009 гг.), она жила в Щетково. Все эти женщины очень хорошо работали: сутками, часто недосыпая.

А об этой трактористке, которая начала работать на тракторе в конце 30-х по 1960 г., надо бы писать поэму. Я говорю об Анастасии Ивановне Бурнашевой (1921-2009 гг.). Закончила она Соколовское училище механизации, что под Тобольском, работала от Иевлевской МТС – первоначально в д. Агалья, в колхозе «Тайга» на тракторе ЧТЗ-НАТИ. Жених ее погиб на войне, замуж после его гибели она так и не вышла и жила там со своей матерью, а позднее в Ярково. Долго работала бригадиром тракторной бригады. Вот что она рассказывала редактору газеты «Знамя коммунизма» М. И. Евтиной (М. Ивановой) о том трагическом и в то же время героическом случае, который с ней произошел в январе 1942 года. «Зима 1942 г. выдалась суровой – мороз под 40 градусов и ниже. Я вела свой колесник с ремонта из Иевлевской МТС к себе – в Агалью. Прошли благополучно Варвару, если не считать, что на морозе окоченели руки и ноги. Ведь кабины на тракторе не было. Вдруг началась метель. Неожиданно трактор заглох”. Анастасия машину знала хорошо. Но в сорокаградусную стужу починить трактор или найти неисправность очень сложно. Она все проверила, просмотрела и обнаружила, что в горючее попал снег. Решила разогреть двигатель огнем от факела. И вдруг брызнуло пламя. У нее обгорели брови, волосы, лицо, обожгло руки. Но она не растерялась, сумела завернуть трубку, потушила огонь и начала осторожно подогревать мотор. Наконец он завелся, и она тихонько двинулась дальше. Пришлось остановиться в Госпаре (был такой поселок на пути в Новоалександровку). Здесь устранила все неисправности и благополучно доехала до Агальи, где ее уже потеряли». Поистине огненная трактористка! Она говорила потом редактору районной газеты М. Ивановой (Евтиной): «Все было – и замерзала, и горела, была и работа от темна до темна, было и людское уважение. Всю себя отдавала работе».

24 года проработала Анастасия Ивановна на тракторе. Даже с братом Иваном Ивановичем два года – в 1958 и 1959 г. работали вместе в Иевлевской МТС. Она работала и на колесниках (вначале), и на НАТИ, потом на ДТ-54. После трактора еще одиннадцать лет работала машинистом на электростанции, на водокачке. Такому трудовому стажу может позавидовать любой человек.

Анастасия Ивановна неоднократно заносилась на Доску почета района, родного колхоза и МТС. Анастасия Ивановна награждена массой почетных грамот. О ней, ее трудовом подвиге писала и областная газета «Тюменская правда».

Награждена знатная трактористка медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовую доблесть», «За освоение целинных земель» и другими. Настоящим бойцом трудового фронта, кузнецом Победы прожила она всю жизнь.Еще об одной женщине-трактористке Татьяне Алексеевне Пуртовой (Реутовой) (1924 -1999 гг.) рассказала мне ее дочь Нина Григорьевна Калинина (Реутова), жительница с. Ярково: «В семье мамы было шестеро детей. Когда началась война, маме исполнилось 17 лет. Не раздумывая долго, она зашла в кабинет директора Иевлевской МТС и сказала, что хочет стать трактористкой. После кратковременных курсов ее посадили на старенький «Универсал-2» и направили на работу в Бачкунский колхоз «Полярная звезда». Напарницей ее была молоденькая Катя Бучинская. А у Тани и дом был здесь – в Бачкуне, родители здесь жили. Девушки выполняли всю работу: пахали, боронили, сеяли, делая по 1,5 и даже по 2 нормы. Видя, что девушки стараются, МТС дала им новый трактор СХТЗ – 30. У этого трактора сил было больше, и работать стало веселей. В уборку буксировали комбайны. Порой не спали по двое суток».

Однажды случилась поломка – трактор неожиданно заглох. Пришлось Татьяне ночью бежать в МТС, а это не близко, от Бачкуна до Иевлево. Приехал на коне бригадир В.Я. Поспелов, покопался в двигателе и обнаружил, что надломился коленчатый вал. Пришлось Татьяне на коне снова ехать в МТС за недостающей деталью. К утру при свете факелов трактор отремонтировали. И такие случаи еще не раз случались в работе Татьяны Алексеевны. В 1944 г. она окончила Соколовское училище механизации на «хорошо». Работала на гусеничных НАТИ. Во время уборки урожая на комбайнах – комбайнером и помощником комбайнера, зимой молотила хлеб. Только в 1960 г. рассталась Татьяна Алексеевна с техникой. А в МТС еще проработала около 5 лет, до 1965 г. В ее послужном списке много благодарностей, грамот. Фотография Татьяны Алексеевны помещалась на Доску почета МТС, а позднее и в Ярковском пищекомбинате, где она работала в последние годы.Дважды - в 1967 и 1969 гг. - избиралась депутатом Ярковского сельского Совета. Заслуженная трактористка награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и другими. Более 24 лет она проработала на тракторах и комбайнах.

И еще об одной знаменитой героине – трактористке Иевлев-ской МТС Ирине Алексеевне Пуртовой (Заводовской) (1919 – 2002 гг.), одном из бригадиров женских тракторных бригад Иевлевской МТС - я хочу вам рассказать. Помогут мне в этом воспоминания ее племянницы Л.Г. Побежаевой, а также данные, полученные от научного сотрудника архива Тюменского областного краеведческого музея А.Л. Соловьевой.

В архиве областного краеведческого музея находятся личные вещи Ирины Алексеевны Пуртовой (Заводовской), ее фотографии и грамоты 1940-50-60-х годов, много благодарностей, отдельные личные вещи, почетные районные грамоты, комсомольский билет 1938 г., свидетельство об окончании Соколовского училища механизации 1943 г. и т.д. Поступили они в музей в период в основном с 1966 по 1968 годы. А до этого были какие-то проволочки, затяжки с оформлением и пересылкой документов… Но это потом.

В 1936 году к директору Иев-левской МТС пришла молодая 17-летняя девушка и заявила, что хочет быть трактористкой. Это была Ирина Пуртова. Ее направили на кратковременные курсы при МТС. И вот в 1937 году она получает права. Была она понятливой, смелой, и руководство МТС доверяет ей бригаду – под ее началом работают молодые девушки-трактористки Клавдия Пуртова, Мария Губкина, Августа Пульникова, Таисья Бичкова, Антонина Кокорина, Александра Колчанова и Вера Пуртова. Девушки работали попарно и посменно, то есть были трактористками и комбайнерами. Всю войну они встречали и утренние и вечерние зори в поле: пахали и боронили землю, убирали выращенный хлеб. Соревновались не только за количество убранных гектаров, но и за высокое качество уборки хлеба. Когда были подведены итоги уборки 1942 г., то оказалось, что бригада И. А. Пуртовой обошла передового комбайнера А.К. Важенина и заняла в соревновании комбайнеров Иевлевской МТС первое место.

А потом, в 1943 г., она с подругами окончила Соколовское училище механизации, которое давало большие знания и, конечно, права.

«В Караульном Яре осенью 1943 г. затянулась косовица и обмолот ржи. Туда и направили наш агрегат, - вспоминала Ирина Алексеевна. - Кроме меня, напарниками были Клавдия Пуртова и Августа Пульникова. Ожидалось ненастье, надо было спешить. И мы ежедневно убирали не менее 17 га ржи в день. Рожь была очень густая, а трактор плохо тянул, с пробуксовками. Но мощный комбайн СЗК не подвел. В бункер непрерывным потоком лилось сухое и чистое зерно. Надо было хлеб срочно вывозить, но не хватало лошадей для вывозки. Тогда мы выбрали ровную площадку и стали на нее высыпать намолоченное зерно. И успели за короткий срок убрать рожь на площади 200 га. Причем механизаторская техника использовалась круглые сутки: днем убирали хлеб, а ночью пахали зябь».

После окончания курсов Ирина Алексеевна была назначена бригадиром женской тракторной бригады из 3 звеньев (членов ее я уже называл). О делах бригады Ирины Пуртовой знал не только район - ее портрет висел на Доске почета района, - но и область. Казалось, все шло хорошо, но случилось несчастье: когда она заводила движок трактора, то рукоятка сработала обратно и сломала ей руку. Кость неправильно срослась. Больше на технике она работать не смогла: рука сильно болела. Потом Ирина Алексеевна переехала с мужем в Тюмень и еще работала некоторое время швеей на швейной фабрике. Но травма руки мешала, и она отказалась от этой работы. Последние три года работала стрелком в охране речного порта. Все документы о ее работе в МТС помогли собрать ее подруги и работники областного музея. Ее жизнь достойна подражания. Она награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.», «За трудовую доблесть, «Ветеран труда» и другими.

Сколько бед принесла нам война с гитлеровской нечистью, сколько горя принесла она в каждую семью, но мужественный наш народ выдержал, выстоял. С какой радостью встречали все мы первую весть о Победе! Вот как описывает это Алексей Александрович Бобов: «В Агалью к нам приехал вестовой и просил сообщить во все бригады, что кончилась война – Победа! Я помню, как с криком: «Победа!!!» – выскочила из сельсовета Анна Федоровна Бобова, побежала в поле и кричала всем: «Победа!»

А ей – Анне Федоровне – нужно было эту радостную весть сообщить еще в Ворошиловский поселок – в бригаду колхозников. И она бежала туда. А люди, узнав о Победе, и радовались, и плакали, и смеялись.

Победа пришла в каждый дом. Какой трудной ценой она досталась! Сколько мужества, сил и терпения, сколько воли понадобилось тем, кто ковал ее в тылу, недоедал и недосыпал. Выращивал хлеб для фронта. И это была заслуга прежде всего их – женщин – героинь трудового фронта. Поэтому хочется закончить этот очерк словами из современной песни, ставшей апофеозом всем Героям Великой Отечественной войны 1941-45гг.: Всем миром! Всем народом! Всей землей! - Поклонимся За их великий бой.

Б. КОЛЧАНОВ, краевед

Теги: победа