Назло приметам и суевериям тринадцатый по счёту районный конкурс «Учитель года – 2011» голышмановские педагоги провели в хорошем настроении. Имя победителя было объявлено накануне всеми любимого весеннего праздника 8 Марта.
– Конкурс – это не только признание профессионализма, но и стартовая площадка для дальнейшего карьерного роста, – рассказывает Г.Г. Климова, начальник Отдела образования района. – Радует то, что увеличилось число желающих участвовать в конкурсе, в этом году заявились 23 педагога. Немного изменились правила участия, сейчас учителю не требуется участвовать во внутришкольном этапе, он может просто написать заявление в Отдел образования. Среднечирковская школа отправила на конкурс двух педагогов. На подготовительном этапе конкурсная комиссия просмотрела уроки всех учителей. Были отобраны семеро, они и боролись за корону победителя – это Елена Владимировна Степанова, биолог Евсинской школы, Анна Сергеевна Стыжных, математик школы №4, Тамара Викторовна Вдовина, учитель истории и обществознания школы №2, Людмила Аркадьевна Навожилова, учитель химии Среднечирковской школы, Вера Рахимбаевна Семёнова, учитель истории и обществознания из этой же школы, Ольга Валерьевна Бенцель, учитель информатики школы №1 и Татьяна Николаевна Хамова, биолог Черемшанской школы. Меня как судью конкурса, в первую очередь, интересовало, какое место занимает работа данного педагога в методической деятельности школы, потому что именно коллектив взращивает таланты своих учителей.
Конкурс учительского мастерства продолжил методический семинар, где педагоги защищали свои теоретические наработки. А доказывать, что они имеют право на существование, учителям пришлось на уроках в незнакомых классах.
– В своей работе основываюсь на представлениях о целостности картины мира. Дети учатся работать с информацией, они творчески мыслят и способны выходить из проблемных ситуаций, – рассказывает о своей работе А.С. Стыжных. – Например, на уроке геометрии мы вместе с ребятами строили дом – вот где математика, политика, социальное развитие, плюс профориентация. С направлением своей работы определилась после поездки в Москву на всероссийский конкурс «Мой лучший урок». Да и наш методический кабинет трактует нам необходимость перемен, поиска, саморазвития. При этом решаю определённый круг задач, поставленных методической работой школы. Математика присутствует везде, даже на уроках по искусству – создание схем, рисунков, аппликаций. В этом году в моём рабочем кабинете появилась интерактивная доска. Расширились возможности построения графиков, кроссвордов. Теперь мне не нужно приглашать на интегрированный урок другого учителя, я снимаю нужный фрагмент на камеру и воспроизвожу на электронной доске.
Сами учителя считают, что сельским педагогам выступать на конкурсе было намного сложнее.
– Этот конкурс для меня значимое событие в жизни, – рассказывает учитель из Черемшанки Т.Н. Хамова. – В маленькой школе небольшой простор для творчества. Как говорится, варишься в своём соку, и подсказать порой некому. Может быть, мне не удалось удачно представить свой опыт, но я постаралась доказать жюри, что у меня есть стремление идти в ногу со временем. Уяснила для себя одно – детей нужно учить работать с источниками информации. Сейчас такие сложные учебники – нам, взрослым, трудно разобраться. Поэтому нужно искать другие пути. Строю уроки, концентрируясь на самом главном. Детям помогают получить знания опорные конспекты, схемы. Я побывала на четырёх конкурсных уроках и теперь многие моменты стали более понятны.
Урок в незнакомом классе стал одним из сложнейших испытаний. Но именно этот этап доставил наибольшее удовлетворение конкурсантам. Рассказывает учитель школы №2 Тамара Викторовна Вдовина:
– Мой урок обществознания был по теме семейное право. Брак, любовь, счастливая семья, виды брака – старшеклассникам это интересно. Сейчас всё на уроке должно исходить от детей, они самостоятельно ставят цели и задачи и, конечно же, их решают. Стараюсь проводить как можно больше интересных уроков. Ребятам нравится, когда приглашаю судей, работников ЗАГСа, сотрудников предприятий посёлка. А какие возможности сейчас у учителей. Помню, на видеокассеты мы зарабатывали краеведческой работой, даже купили видеокамеру, а она пылилась на полке, потому что телевизора не было, чтобы посмотреть запись. Сейчас у каждого есть флеш-карта. Нетрудно представить какая техника будет в школе через каких-то десять лет.
Все этапы конкурса «Учитель года – 2011» показали, что педагоги хорошо разбираются в требованиях нового государственного стандарта – понимают суть происходящих реформ. Они готовы строить со своими учениками партнёрские отношения, без которых всякое обучение теряет свой смысл. Призовые места районного тринадцатого конкурса «Учитель года» распределились так: на третьем месте – Тамара Викторовна Вдовина, на втором – Анна Сергеевна Стыжных. «Учителем года» стала Ольга Валерьевна Бенцель, учитель информатики школы №1.
Пока выпускники школ не торопятся выбирать информатику для сдачи на ЕГЭ. Но Ольга Валерьевна уверена, что за информатикой будущее:
– Информатика – достаточно молодой предмет в курсе средней школы, однако это не умаляет его важности на пути от индустриального общества к информационному. Предмет, который я преподаю, требует от учащихся способностей нестандартно мыслить и уметь работать с информацией. Специфика предмета — невозможность учить по шаблону. Да и жизнь другая, посмотрите, как развиваются сейчас технологии. Я сама учусь постоянно.
В своей работе О.В. Бенцель руководствуется такими правилами: не перебивать и не отвергать неправильных ответов детей; ученики должны чётко осознавать, чему хотят научиться на уроке.
Наталья Гладковская
Фото автора