Двадцать пятого февраля в Тюмени состоялся день главного редактора, в рамках которого прошла пресс-конференция на тему «Итоги реализации региональной программы развития конкуренции в Тюменской области в 2010 году». На вопросы журналистов ответил заместитель губернатора Тюменской области С.А. Дегтярь. Ниже мы публикуем ключевые положения его выступления.
Региональная программа развития конкуренции в Тюменской области кратко характеризует и оценивает конкурентную среду на ключевых товарных рынках, описывает основные меры для ее улучшения, определяет основные задачи и план мероприятий по развитию конкуренции, в том числе в приоритетных отраслях.
Программа призвана содействовать повышению уровня конкуренции в приоритетных сферах экономики Тюменской области, в том числе путем создания необходимых условий для появления новых участников на товарных рынках области.
Итогом реализации первой задачи программы по созданию системы, исключающей установление органами исполнительной власти Тюменской области, органами местного самоуправления административных барьеров и ограничений для перемещения товаров в 2010 году, стало принятие и внедрение административных регламентов оказания государственных и муниципальных услуг, составлен реестр и размещена вся информация о 259 государственных и 994 муниципальных услугах, а также формах заявления и прочих документов, необходимых для получения услуг в сводном реестре на сайте
www.uslugi.admtymen.ru
В 2010 году в целях реализации второй задачи по сокращению прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности приватизировано ГП ТО «Тюменьводхоз», продано 3 пакета акций: ОАО «Комбинат маслосыр «Ишимский»; ОАО «Тюменьхлебопродукт»; ОАО «Ишимский зооветснаб». По состоянию на 1.01.2011 в собственности Тюменской области находятся пакеты акций (доли) 45 хозяйственных обществ. В 2011 году работа по приватизации и оптимизации государственного имущества Тюменской области будет продолжена.
В рамках реализации третьей задачи по организации сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей на официальном портале органов государственной власти в 2010 году созданы специализированные информационные разделы, содержащие актуальную информацию об отраслевых предприятиях, аналитическую информацию по итогам развития отраслей, нормативные правовые документы.
Создание полноценной и актуальной региональной информационной базы об отраслях экономики Тюменской области позволяет оценить привлекательность конкретной отрасли для открытия и ведения бизнеса, на что и направлена реализация четвертой задачи по повышению информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления, в рамках которой в 2010 году были запущены модернизированный Портал органов государственной власти Тюменской области с разделами органов исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 9.02.2009 №8-ФЗ. На постоянной основе осуществляется наполнение разделов достоверной и полной информацией в режиме реального времени. На сегодняшний день также введены в эксплуатацию сайты органов местного самоуправления во всех муниципальных районах и городских округах области.
Развитие инфраструктуры товарных рынков области в приоритетных сферах является пятой и одной из главных задач региональной программы.
В соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России для оценки уровня конкуренции на ключевых товарных рынках Тюменской области был проведен анализ рынков, который включал в себя определение показателей экономической концентрации и определение барьеров входа на рынок, либо констатацию их отсутствия. По итогам был составлен рейтинг отраслей по уровню развития конкуренции.
Ярким примером товарного рынка первой группы – рынка с развитой конкуренцией - является рынок розничной торговли, целевым индикатором развития которого является ввод в действие новых торговых объектов. Так, на конец 2010 года в области функционирует около 8 409 объектов розничной торговли, из них 46 рынков, что на 4% больше уровня 2009 года. В 2010 году в области введено в эксплуатацию 336 объектов розничной торговли торговой площадью 28,0 тыс. кв. метров. Основная часть объектов, введенных в эксплуатацию в 2010 году, - это магазины небольшого формата торговой площадью до 100 кв. м. Ежегодный прирост торговых площадей позволил довести уровень обеспеченности населения области торговыми площадями на конец 2010 года до 745 кв. метров в расчете на 1000 жителей, что на 9,6% больше показателя на начало года (680 кв. метров).
Рынок жилищно-коммунального комплекса является примером второй группы товарных рынков, т.е. рынков с недостаточно развитой конкуренцией. Несмотря на большое количество участников рынка, он пребывает в процессе становления, так как долгое время финансировался за счет государства. Увеличение частных предприятий и компаний на рынке жилищных и коммунальных услуг способствует усилению конкуренции и, как следствие, улучшению качества оказания услуг по обслуживанию жилищного фонда и предоставлению коммунальных услуг потребления.
Доля частных управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК, оказывающих жилищные услуги в общем количестве предприятий, работающих на рынке жилищных услуг, увеличилась в 2010 году на 3,9% и достигнута уровня 98%. Также в 2010 году увеличилось количество домов, находящихся в управлении частных компаний, и составило 5194, что по сравнению с 2009 годом (4972) на 4,5% больше.
Доля предприятий частной формы собственности, оказывающих коммунальные услуги в общем количестве предприятий коммунального комплекса, увеличилась с 57,1% в 2009 году до 60,2% в 2010 году. Таким образом, практически весь рынок занят частными компаниями. Это показывает, что данный рынок привлекателен для частного бизнеса, и на нем созданы равные условия для деятельности, отсутствуют привилегии и препятствия для конкуренции.
К товарным рынкам с неразвитой конкуренцией относится рынок электроэнергетики, динамичное развитие которого запланировано до 2012 года. Строительство новых объектов электросетевого хозяйства способствует удовлетворению спроса новых потребностей в электрической энергии, но за счет незначительного количества участников рынка конкуренция в данной сфере развита слабо.
В отличие от 2009 года, когда тарифы для компаний, поставляющих электроэнергию потребителям, устанавливались единые, в 2010 году для развития конкуренции в сфере электроэнергетики в Тюменской области установлены индивидуальные тарифы для 5 компаний, поставляющих электроэнергию потребителям, что создает для них стимулы в части оптимизации собственных затрат, связанных с покупкой и передачей конечному потребителю электроэнергии.
Для развития конкуренции на рынках с недостаточно развитой или с неразвитой конкуренцией мероприятия и целевые индикаторы по каждому из таких товарных рынков будут корректироваться или изменяться.
Региональная программа развития конкуренции позволяет отслеживать реализацию задач и мероприятий посредством выполнения целевых индикаторов, что придает им качественно новый уровень и способствует более эффективной их реализации.
Разработка программы обусловлена требованиями времени. Ее реализация расширяет возможности бизнеса и дает дополнительный импульс развитию региона.
Ирина ЖУРАВЛЕВА
(По материалам пресс-службы губернатора области)