С 1 января 2011 года начал свою работу официальный общероссийский сайт, на котором представлена вся информация по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг федеральных, областных и муниципальных заказчиков. Для успешной работы все заказчики ещё в прошлом году были внесены в сводный перечень, подав в отделение по Заводоуковкому району УФК по Тюменской области сведения об организации.
Но работа заказчиков на общероссийском сайте по размещению закупок, а также доступ на электронные торговые площадки будут возможны только с использованием сертификатов ключей электронной цифровой подписи нового образца, называемых едиными универсальными сертификатами, задача по обеспечению которыми возложена на органы Федерального казначейства.
Электронно-цифровая подпись (ЭЦП) используется физическими и юридическими лицами в качестве аналога собственноручной подписи для придания электронному документу юридической силы, равной юридической силе документа на бумажном носителе, подписанного собственноручной подписью правомочного лица и скреплённого печатью. ЭЦП – это программно-криптографическое средство, которое обеспечивает проверку целостности документов, их конфиденциальность, установление лица, отправившего документ.
ЭЦП состоит из закрытой и открытой частей ключа, сформированных специальными программными продуктами. Закрытый ключ ЭЦП изготавливает сам заказчик, используя программу «Система электронного документооборота» с отделением казначейства, и записывает его на дискету или другой магнитный носитель. Для организаций, которые не являются нашими клиентами, предоставляется программа «АРМ генерации ключей». Открытый ключ – это уникальная последовательность символов, которая математически связана с закрытой частью ключа ЭЦП. Отделение казначейства направляет открытую часть ключа в удостоверяющий центр и после его регистрации выдаёт сертификат ключа ЭЦП. Открытый и закрытый ключи образуют так называемую ключевую пару.
Получатели электронного документа, подписанного ЭЦП, имеют возможность проверить действительность подписи посредством сертификата открытого ключа и убедиться в том, что документ подлинный, а ЭЦП принадлежит именно тому лицу, которое в нём указано. Подделать ЭЦП невозможно – это требует огромного количества вычислений, которые не могут быть реализованы даже при современном уровне математики и вычислительной техники за приемлемое время, то есть пока информация, содержащаяся в подписанном документе, сохраняет актуальность. Дополнительная защита от подделки обеспечивается сертификацией удостоверяющим центром открытого ключа подписи. Но владелец ключа ЭЦП должен следить за сохранностью своей подписи. Просто передавать другому человеку свою дискету с подписью ЭЦП недопустимо, поскольку такая ситуация трактуется как компрометация ключа, а следовательно, полученная под документом подпись не является подлинной.
Вся работа между отделением казначейства и заказчиками по предоставлению сведений об организации и получению электронно-цифровой подписи построена на основании «Порядка регистрации пользователей на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг». Знать данный документ всем заказчикам необходимо в связи с тем, что эта работа носит не одноразовый характер, а является постоянной, так как информация, указываемая в сведениях об организации, может измениться, а значит, сведения необходимо будет представлять заново. Единый удостоверяющий сертификат электронно-цифровой подписи выдаётся сроком на один год, а значит, необходимо ежегодно обращаться в отделение Федерального казначейства за плановой сменой. В связи с физическим повреждением ключевого носителя или фактами компрометации за¬крытого ключа ЭЦП может возникнуть необходимость его внеплановой смены.
Электронная цифровая подпись – важнейший элемент организации электронного документооборота, ваш ключ в работе на общероссийском официальном сайте по размещению закупок и электронным аукционам России! Основной целью применения ЭЦП является переход от бумажных документов к электронным. Использование ЭЦП позволит вам значительно сократить время, затрачиваемое на оформление закупок и подписание контрактов, на обмен документацией с потенциальными поставщиками товаров и услуг, а также гарантировать достоверность документации.
Марина ФРИЦЛЕР,
руководитель отделения по Заводоуковскому району
УФК по Тюменской области