Медиакарта
1:48 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Эксперимент на стадии завершения

Эксперимент на стадии завершения
11:06 | 06 апреля 2011

Нынешним учебным годом завершается экспериментальный этап обучения школьников начального звена по стандартам так называемого второго поколения. С первого сентября реализация этих стандартов переходит в штатный режим.

В связи с этим методический кабинет управления образования 17 марта на базе экспериментального 1 «а» класса (учитель Е.И. Корнева) Вагайской средней школы провел семинар учителей начальных классов, которым в новом учебном году предстоит работать в новых для них условиях.

Гости имели возможность посетить в экспериментальном классе урок чтения, занятие студии «Шедевр» (руководитель Т.В. Гарипова) и кружок «Подвижные игры» (руководитель Е.Н. Шевелева).

Не вдаваясь в профессиональные тонкости внедрения новых ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов), скажу лишь, что если стандарты первого поколения предполагали формирование определенных знаний, умений и навыков, то новые ориентированы на то, что ученик должен получить возможность научиться. Научиться наблюдать, объяснять, анализировать, делать выводы, иными словами – стандарт предполагает деятельностный подход в обучении.

Именно такой подход успешно продемонстрировала учитель-экспериментатор Екатерина Ивановна. Надо сказать, что несмотря на несколько интригующее официальное звучание новых стандартов (ФГОС – такой аббревиатуры ранее не существовало), в практике работы многих учителей начальных классов методы исследовательского обучения, рекомендуемые для применения сейчас, уже широко использовались и ранее. Поэтому реализация федерального компонента учебного плана у учителей, которым предстоит работать с первоклассниками в новом для них режиме, не должна вызывать особых опасений и тревог.

Принципиальное же отличие стандарта второго поколения от прежнего заложено в школьном компоненте, в тех десяти дополнительных часах, которые предполагают внеурочную со школьниками деятельность в форме кружков, секций, студий, экскурсий и т.д., без полной реализации которого (а он предполагает шесть видов развивающей деятельности) говорить о том, что та или иная школа внедряет ФГОС неправильно в принципе.

Вот здесь-то и началось оживление среди участников семинара. А проблему, вызвавшую его, можно сформулировать так: реально ли в условиях малокомплектной школы реализовать ФГОС в полном объеме? Ведь для того чтобы выполнить требования образовательных программ в спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, научно-познавательной, военно-патриотической, общественно-полезной и проектной деятельности (перечислил специально, чтобы сделать на них сильный акцент), как минимум нужны кадры, условия, материальная база. Вагайская школа в состоянии работать в этом режиме. У нее для этого есть все условия. В частности, реализацию двух из перечисленных направлений (спортивно-оздоровительного и художественно-эстетического) показали Т.В. Гарипова и Е.Н. Шевелева.

Сельские же школы, как правило, малокомплектные. Кстати, по данным Министерства образования, в стране 60% школ – сельские.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Н.С. Усок полно, доказательно, научно обоснованно представила коллегам ход реализации эксперимента в школе, начиная с формирования муниципального заказа (через социологический опрос родителей, учет потребности и возможностей школы во внеурочной деятельности, анкетирование и т.д.) и до критериев оценки результатов.

Правда, если уровень знаний по предметам федерального компонента выявить несложно, то пока остается открытым способ выявления сформированности компетенций по видам развивающей деятельности. Опыт пока только нарабатывается, все еще впереди.

Аргументированно, с использованием обилия раздаточного материала, подготовленного методкабинетом управления, выступила руководитель районного методического объединения учителей начальных классов М.К. Юсупова (Дубровинская средняя школа). Хочу завершить сжатый обзор о ходе исполнения эксперимента кратким интервью с Е.И. Корневой, состоявшимся за несколько дней до семинара.

- Екатерина Ивановна, школьная практика никогда не стояла на месте. Учителя-новаторы предлагали и предлагают, с их точки зрения, эффективные технологии. С позиций Вашего многолетнего опыта работы, сравнивая испытываемые методы нынешние и прежние, к каким выводам пришли?

- Нынешние методы являются не столько новыми, сколько востребованными.

- В экспериментальной работе, чтобы сделать какие-либо выводы, важно определиться с критериями оценки. Как вы отслеживаете результаты работы?

- В стандарте заложена система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Что касается программ дополнительного образования, то над критериями оценки ожидаемых результатов надо еще работать.

- Новые стандарты отдают предпочтение исследовательскому методу как ведущему способу учебной деятельности школьников. Как с вашими малышами ведете поиск истины, пытаясь познать неизвестное?

- Исследовательская деятельность нацелена не на результат, а на процесс. Главное – заинтересованность ребенка, вовлечь его в атмосферу поиска.

- Если бы Вам предоставили возможность выбора – работать в прежнем режиме или в нынешнем – что бы Вы выбрали?

- Я за сегодняшний день и новые задачи.

- Что посоветуете коллегам, которым предстоит включиться в эту работу со следующего учебного года?

- Желания работать, упорства, любви к своему делу.

Ишмухамет ГАЙСИН