Медиакарта
7:21 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

«А через час я буду вольный гражданин»

Однажды, проводя предновогодний опрос населения, в одном из поселковых магазинов подошла к мужчине и завела разговор по теме. В первые же секунды общения поняла, что попала не по адресу: характерные осанка и взгляд выдали прошлое моего собеседника.

А что мне ждать от жизни, десять лет отсидел. Вот вышел... куда, зачем? Одни вопросы...

В ответ сочувственно покивала ему головой и быстро закончила разговор. Но потом я ещё долго вспоминала ту случайную встречу. Что бы чувствовала я, шагнув в новую жизнь, где нужно было бы всё начинать с чистого листа, где нет семьи, работы, планов на будущее.

По выходу на свободу заключенные сталкиваются с одним и тем же кругом проблем. Как правило, у многих из них отсутствуют документы и жилье, а это значит, что они не смогут найти себе работу и вернуться к нормальной жизни. Для оказания помощи в социальной реабилитации в органах социальной защиты сформирован банк данных лиц освободившихся из мест заключения и осуждённых без изоляции от общества.

В банке данных на начало марта этого года состояло 62 человека. Из них освободившихся в 2009 и 2010 годах – 56. Двое прибыли к нам в 2011 году. Остальные ещё отбывают наказание.

Информацию из банка данных используют специалисты Комплексного центра социального обслуживания населения, работники правоохранительных органов и Центра занятости населения, – рассказывает директор КЦСОН Светлана Викторовна Овчинникова. – Раз в месяц проходят совместные рейды, во время которых специалисты консультируют освободившихся по различным вопросам, предлагают информационные буклеты с адресами учреждений и ведомств, где граждане могут получить помощь или консультацию. Из 56 освободившихся на начало января текущего года заняты различными видами деятельности 32 человека, но только четверо имеют постоянное место работы. 25 работают по найму у частных лиц, 20 человек ничем не занимаются. К сожалению, бывшие заключённые, как правило, не имеют достаточного профессионального уровня и желания трудиться, зачастую у них низкий уровень трудовой дисциплины, 90 процентов граждан, стоящих на учёте, больны социальными заболеваниями. Поэтому и спроса на рынке труда на таких работников нет. За 2010 год в Центр занятости населения было направлено 11 человек, пожелавших найти работу.

Всем освободившимся, независимо от того, состоит ли человек в банке данных или нет, оказываются всевозможные виды помощи и консультации. В 2010 году консультации получили 90 человек. Восьми гражданам были выданы продуктовые наборы, девять получили вещи из социальной лавки, двое – материальную помощь на приобретение вещей. Многие граждане, пока отбывали наказание, утратили связь с родственниками и семьей. В связи с этим некоторым была оказана психологическая помощь. По словам О.В. Овчинниковой, вопрос с получением документов удостоверяющих личность уже не стоит так остро, как несколько лет назад. Граждане из мест лишения свободы выходят с паспортами. Если у человека нет своего жилья, а родня не принимает, то ему предлагают временный приют в Ишимском центре для лиц без определённого места жительства. В прошлом году из нашего района туда было направлено три человека. Но только один проживал там полный срок. В Центре социального обслуживания освободившийся может получить продуктовый набор, стоимостью 200 рублей. При сегодняшних ценах на такую сумму не разгуляешься, люди ограничиваются крупами, макаронами и другими сухими продуктами. По закону получить такой продуктовый набор можно только раз в год.

По статистике, около пятидесяти процентов отбывших срок заключения в течение трех лет возвращаются обратно в колонии. Исправительные учреждения только временно изолируют осуждённого от общества, но редко возвращают его к нормальной жизни. Но, наконец-то, произошло осознание того, что проблемы заключенных – это и проблемы общества. Судя по приведённым цифрам, за государственной помощью обращаются единицы бывших заключённых. Не потому, что она никому не нужна, а потому, что мизерна. Выходит, что без помощи и участия близких и родственников когда-то оступившемуся человеку не вернуться к нормальной жизни.

Наталья Гладковская