По данным Вагайской метеостанции, осенняя засечка запасов влаги, проведенная на полях СХПК «Сибирь» 28 октября прошлого года, показала, что на глубине до 100 см запасы влаги в различных местах составляли от 71 до 95 миллиметров при наименьшей полевой влагоемкости 185 мм. Это стало следствием недостаточного количества дождей в период осени.
В зимнее время снежный покров достигал 55 см, что на 20 см превысило уровень зимы 2009 – 2010 годов, а запасы влаги в нем составляли 170 миллиметров (+50 мм). Однако большое количество воды в снежном покрове мало что изменило в запасах влаги в почве.
Весенняя засечка наименьшей полевой влагоемкости в почве, проведенная 25 апреля т.г., вновь показала недостаточность влаги. На метровой глубине она составила в разных пробах от 99 до 105 мм (норма 185 мм). При этом основной запас влаги сконцентрирован в верхних слоях почвы. На глубине до 50 см запасы влаги составили от 66 до 75 мм.
Иначе говоря, повторяется ситуация прошлогодней весны, когда также посевные работы проводились при недостаточных запасах влаги. Возлагать большие надежды на майские дожди не следует, хотя в народе бытует мнение, что и агроном не нужен, если будут своевременно обильные дожди, желательно после завершения сева. Впрочем, агрономов в сельхозпредприятиях и так уже нет, да и будут ли дожди - большой вопрос.
В данной ситуации перед земледельцами стоит сложная, но выполнимая задача: сократить сроки весеннего сева до минимума. Это позволит семенам яровых использовать в большей мере имеющиеся на полях запасы влаги. Затягивание весенних полевых работ приведет к недобору предполагаемого урожая.
По данным Вагайской метеостанции, на конец апреля почва, промерзшая в эту зиму на открытых местах до 115 см, оттаяла полностью.
Геннадий ГИЛЛЬ