(Продолжение. Нач. в №36)
О детдомовской жизни
Как уже отмечалось, основной задачей детского дома было обучение и воспитание детей. Причем государство уделяло большое внимание созданию нормальных условий для воспитанников. Из воспоминаний Равиля Хусаиновича Айнуллина, обучавшегося в школе вместе с воспитанниками детского дома:
-У детдомовских детей были учебники, тетради и красивые ручки. Все это аккуратно складывалось
в портфели. А у нас, деревенских ребятишек, пара тетрадей за пазухой, один учебник на троих-четверых, а портфелей и красивых карандашей не было и в помине. И учились детдомовские лучше нас.
Вспоминает воспитанник детдома Ришат Хачатуллович Мустаев, 1937 г.р.:
- С учебой было очень строго. Если получал двойку или опаздывал на уроки, то в обед лишали самого вкусного – компота или конфет. Все старались учиться хорошо, поддерживали друг друга в учебе. Во время подготовки к урокам сильные ученики оказывали помощь слабоуспевающим.
По воспоминаниям бывшего воспитателя детдома Халимы Абдулловны Уразовой, ныне покойной, хорошие знания воспитанники детдома подтверждали на районных предметных олимпиадах, проходивших в с. Дубровном, в то время районном центре. К сожалению, документов об этом не сохранилось, но осталась одна фотография, на которой запечатлены воспитанники детдома – участники районной олимпиады 1949 года. Эта фотография хранится в школьном музее.
Воспитанники детдома находились в равных условиях с обычными детьми. Все они были либо октябрятами, либо пионерами, либо комсомольцами. Прием в детские организации проходил в торжественной обстановке, на общешкольных мероприятиях, посвященных знаменательным датам. Воспитанники с особым чувством волнения готовились к церемонии посвящения: учили устав, стирали и гладили белые рубашки и кофточки, учились завязывать галстуки. Готовились, как на великий праздник.
Детские дома и приюты должны были подготовить к жизни самостоятельных, грамотных, получивших трудовые навыки молодых строителей социализма. Обязательным условием в воспитательной работе были деятельность кружков, содержание подсобных хозяйств. Приказом по Карагайскому детскому дому первым руководителем кружковой работы был назначен Хабир Айбатов. 24 октября 1947 года он организовал на базе детдома кружки кройки и шитья, столярный и поварят. По воспоминаниям Р.Х. Мустаева, учили детей пришивать пуговицы, чинить одежду, обувь, причем всему этому должны были научиться и мальчики. Старшие девочки занимались на кухне, их учили готовить супы, каши. Старшие мальчики помогали готовить дрова, чинили мебель, строили подсобные помещения для хранения инвентаря и выращиваемых овощей. Учили всему терпеливо и досконально, а тех, кто достигал успехов, хвалили.
Хоровым кружком руководила Халима Абдулловна Уразова. Она вспоминает:
- Мы разучивали с ребятами песни на родном татарском и на русском языках. Любили петь песни о Родине, ведь каждый воспитанник понимал, что государство спасает их от верной гибели. Слушать наши песни прибегали и местные ребятишки. А в праздники мы устраивали совместные концерты: звучали песни в исполнении детдомовцев, а потом пели местные дети. И, конечно, все любили петь хором. С подготовленными песенными номерами воспитанники выступали на общешкольных вечерах. Были и очень голосистые девочки - Минсифа, Гульбану, которых все слушали с замиранием сердца.
В первый год работы детского дома №8 в приказах директора отмечались случаи, когда целые группы детей оставались без присмотра воспитателей, и дети уходили в деревню. Были даже случаи побегов. Чтобы не допускать подобного, детей старались занимать разными делами, организовывали их досуг.
- Мы, малыши, любили играть в шашки, рисовали, лепили из пластилина различные фигурки. Любовь к рисованию и игре в шашки осталась у меня на всю жизнь. Эту любовь привили мне еще в детдоме наши воспитатели Равия-апа и Таип-абый, - вспоминает воспитанник детдома Марат Кабирович Уразкильдеев.
**Адиля АШРЯПОВА
(Продолжение следует)