Медиакарта
8:25 | 14 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Детство, опалённое войной

Воспоминания о Великой Отечественной войне всегда болью отзываются в сердцах тех, кому пришлось пережить суровые годы. Тяготы и лишения военных лет коснулись всех – от бойца, защищавшего Родину, каждодневно рискуя собственной жизнью, до ребёнка, переносившего холод и голод в далёком тылу. Осиротевшие дети-«подранки», как их назвал один из киногероев, тоже стремились выжить в военное лихолетье. Государство делало всё для сохранения подрастающего поколения.

Детские дома – это красноречивое дополнение к истории минувшей войны. Под их крышами собирались ребятишки, эвакуированные с оккупированных территорий огромной страны и дети-сироты. Возраст их был самым разным. Вырастить и вывести во взрослую жизнь этих ребятишек – было главной задачей воспитателей детдомов. Теперь бывшие детдомовцы – люди преклонного возраста, но память их хранит всё о той поре. Бывший детдомовец Анатолий Кириллович Манякин живёт в с. Александровка. Со слезами на глазах вспоминает своё военное детство.

– Отец с самого начала войны был призван в трудармию, а мама к этому времени уже умерла. Мы остались впятером: старшие братья Вениамин и Леонид, и нас – младших – трое,– начал свой рассказ Анатолий Кириллович. – Наше беззаботное детство закончилось. Помню, что всегда хотелось есть. Но рядом с близкими и родными это как-то сглаживалось по сравнению с тем, что испытывали дети эвакуированных с тех территорий страны, где бушевала война. Тогда по соседству, у Понамарёвых, жили две женщины, прибывшие из Ленинграда. С ними были две девочки, примерно моих лет. Они постоянно играли с нами. И мы делились друг с другом каждой крошкой хлеба. Женщины были педагогами, но трудились не в школе , а на колхозных полях с утра до ночи. Дети практически оставались без взрослых в чужой стороне. Они часто вспоминали своих сверстников, оставшихся в далёком городе. После того, как мы вернулись из детского дома, их уже в Александровке не было. Говорили, что они уехали сразу в Ленинград, как только советские войска прорвали блокаду.

Судьба маленьких Манякиных изменилась круто после того, как старшего брата призвали в армию, а среднего направили на учёбу в ФЗУ (фабрично-заводское училище) в Челябинск. Дети остались без взрослых. На следующий день за ними приехали на конных санях, и, завернув в тулупы, увезли из родного гнезда в Покровский детдом.

– Встретили нас очень тепло воспитатели, у которых наверняка были собственные дети. Нас окружили теплом и заботой. Мы были ещё маленькие – сестра на два года старше меня, а младшему брату всего три годика. Видно, так жалко мы выглядели, что у всех работников детдома на глаза накатывались слёзы, – запомнил Манякин. – Одежды и обуви не хватало, поэтому зимой мы практически на улицу не выходили. Помню, что нас кормили картошкой, капустой, яйцами – нам, маленьким, еды хватало. Все продукты были в основном из собственного подсобного хозяйства, где выращивались овощи, картофель, содержались куры. Летом детей приобщали к общественно полезному труду. Посильную работу находили всем. И мы с усердием выполняли всё, что нам поручали: пололи грядки, убирали территорию и так далее. Сестра Зина жила в девичьей половине корпуса, но мы встречались и делились с ней рассказами о своём житье-бытье.

Когда закончилась война, Манякины ещё оставались в Покровском детском доме. Они не знали, что их отец пропал без вести. От братьев тоже не было вестей. Потом узнали, что старший, Вениамин, с 1943 года служил в Манчжурии, в городе Мугден, а затем воевал с японскими милитаристами. Только в 1951 году вернулся он домой.

Забрал своих братьев и сестру в 1947 году из детского дома средний брат – Леонид, который после окончания ФЗУ приехал в родную деревню. Сегодня из рода Манякиных остался в живых только Анатолий Кириллович. Он помнит, что в том же году, после возвращения из детского дома, поступил в первый класс Александровской школы. Окончив семь классов, уехал в город Челябинск, где жили его дяди после возвращения с фронта. Там поработал на заводе, а затем поступил в Ленинградский физкультурный техникум. Долгое время был на тренерской работе, а в 70-х вернулся на свою малую родину, в Александровку. Здесь он не сидел сложа руки. До ухода на пенсию работал директором СДК, председателем профсоюзного комитета. Кроме того, вёл тренерскую работу, готовя юных хоккеистов и футболистов. Сегодня его не зря называют родоначальником сладковского хоккея. Это с его лёгкой руки на сладковской земле прижился данный вид спорта. И сейчас здесь нет мальчишек, которые бы не мечтали играть в хоккей. Даже сегодня, несмотря на свой преклонный возраст, Анатолий Кириллович тренирует их по любимым видам спорта. Ребятишки к нему тянутся и радуются, когда их зачисляют в хоккейный или футбольный кружки. Манякин ведёт домашнее хозяйство, воспитывает внуков, ведь сидеть без дела не в его правилах. Пригодилась в жизни закалка покровского детдомовца. Не зря воспитатели вкладывали в «подранков» только самое хорошее. И Анатолий Кириллович благодарен им за это всю жизнь.

           Василий Степкин

Фото Александра Папушина