Медиакарта
8:52 | 26 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Жить и служить по закону

Юрий Скориков – человек долга. Считает, что выполнил его перед государством, добросовестно отслужив в милиции 25 лет.

В должники себя определил, когда мальчиком писал под диктовку учительницы письмо с просьбой о помощи в лечении и обещал, что будет полезным людям. Адресат – первый секретарь обкома – помог без промедления и, получается, спас Юру.

Юрий Андреянович был старшим из детей и после смерти отца стал для матери надёжной опорой. Работать начал рано. Старательность молоденького рабочего в геологоразведочной партии оценили и отправили учиться. Выдавая Скорикову свидетельство о профессиональной подготовке, руководитель курсов был очень удивлён: будущий бурильщик – несовершеннолетний.

А потом призвали Юрия в армию. Курс молодого бойца. Годичная учёба в Свердловской пожарно-технической школе. Распределение на Семипалатинский полигон. Вот с этого момента все подробности службы пожарного Скорикова должны были оставаться под грифом «секретно». В адресе его полевой почты значилось «Москва-400». Родня радовалась за Юру: в столице нашей Родины служит! Рассекретили объект только в 1991 году.

Сегодня Юрий Андреянович спокойно рассказывает, что видел Игоря Курчатова, «отца» советской атомной бомбы, участвовал в её испытании (на служебном сленге это называлось «свадьба»). И в деталях вспоминает, как на полигоне испытывали термоядерную бомбу. А в советское время он не мог назвать место своей службы даже военкому. За два года службы на полигоне Юрий расплачивается здоровьем по сей день.

В 1958 году сержант Скориков вернулся домой. Через четыре года вступил в партию и в качестве первого партийного поручения получил направление на работу в милицию. Начинал участковым уполномоченным в Новой Заимке. Учился. Три с половиной года руководил отделом внутренних дел в Увате. Перевёлся в Заводо¬уковск и с 1977 года работал старшим оперуполномоченным ОБХСС, а позднее следователем, по мнению коллег, – грамотным и честным. Но бывало, весь его кропотливый труд по сбору доказательной базы шёл насмарку. Дело прекращали по указанию райкома партии или другой, не менее авторитетной инстанции.

Был в его практике случай, когда, выехав на очередную кражу в сельском магазине, вора задержали прямо на месте преступления. Оказалось, что этот «гастролёр», сбежавший из мест не столь отдалённых, просто вернулся на свои прежние «места боевой славы». Настроен он был агрессивно, прокурор ему был не указ.

Допрос, который начал следователь Скориков, походил скорее на обычный мужской разговор с перекурами. Слово за слово, и выяснил Юрий Андрианович, что серия краж, не раскрытых десятью годами раньше, тоже дело рук его подследственного. Потом и протокол был оформлен, и все условности соблюдены. Правила у следователя Скорикова были простые: до суда человек не преступник. Добиваться показаний грубостью и насилием – не профессионально. И уж коли ты милиционер – жить и служить должен, не отступая от закона. Разве не актуально это и сегодня?

Переименование ведомства ветеран не одобряет. Для многих в нашей стране слово «полиция» ещё напрямую ассоциируется с бесчинством и предательством фашистских прихвостней. А необходимость реформирования МВД, по его мнению, оправданна. Перемены нужны.

Выйдя на пенсию, Ю. Скориков на диване не залежался. Вспомнил молодость и поработал в пожарной охране. Больше десятка лет оставался Юрий Андреянович наставником молодёжи в ГРОВД. Семь уголовных дел закончил он за время своего наставничества. Сейчас Юрий Скориков – председатель комиссии районного совета ветеранов по работе с ветеранами войны, военной службы и воинами-интернационалистами. Эта общественная работа требует от него немало душевных сил и времени. Жена Зоя Яковлевна и дочь давно привыкли к его вечной занятости и не ропщут. Продолжателем милицейской династии стал старший из трёх внучат. Убедительным оказался для него пример милиционера Скорикова.

Лилия НАЗАРЕНКО

Фото из личного архива Ю. СКОРИКОВА

Теги: люди