В конце апреля делегация Тюменской области во главе с губернатором посетила Республику Калмыкию. В числе делегатов был и глава нашего района Юрий Александрович Батт. О цели визита и применении у нас опыта животноводов Калмыкии он рассказал нашему корреспонденту (на снимке).
-
Юрий Александрович, с 2002 года в Тюменскую область завозили «француженок» мясных пород. Они плохо приживаются или далеко везти?
-
Нет, они хорошо адаптировались, этих животных разводят в Казанском, Сорокинском, Исетском районах. За прошедшие годы выявлены специфические качества каждой породы. Понятно, что Тюменская область – это не Франция. Здесь свои традиции, особенности кормовой базы, да и климатические условия отличаются. «Француженок» содержат не ради «мраморного» мяса, а для получения приплода и улучшения генетики. Конечно, в Европе закупать животных сложно по ветеринарным соображениям, а из Канады далеко везти. Поэтому визит в Калмыкию поможет наладить добрые партнёрские связи. Ведь в Калмыкии имеются исторически сложившиеся традиции развития местного скотоводства, этот опыт можно применить в рай-онах нашей области. Поэтому в ходе визита мы с большим интересом ознакомились с условиями содержания мясного калмыцкого скота.
-
На каких животноводческих предприятиях делегация побывала?
-
Мы посетили откормочную площадку ООО «Мясо Калмыкии», осмотрели племенные репродукторы крестьянско-фермерского хозяйства «Адуч». Это крупное многоотраслевое предприятие, занимающееся разведением крупного рогатого скота, овец, лошадей, а также производством зерновых и кормовых культур. Нам показали производственные мощности предприятия, продемонстрировали питомцев, рассказали об особенностях их содержания. Например, в каждую корову вживляют подкожный чип, благодаря которому можно составить паспорт животного. География поставок калмыцкого скота обширна: Самарская область, Краснодарский край, Республика Бурятия и другие регионы Российской Федерации. Думаю, что в ближайшее время в этом списке появится и Тюменская область.
И ещё надо отметить, что после распада СССР аграрная отрасль Калмыкии пережи-вала не лучшие времена, количество КРС уменьшилось с 420 тысяч до 128 тысяч голов. Но пришла пора восстанавливать утрачен-ный потенциал. И на Госсовете, проведённом в Калмыкии, был представлен проект «Мясной пояс России». В итоге сейчас по пого-ловью животных республика вышла на уровень советского периода - 457 тысяч крупнорогатого скота. И это без учёта животных в личных подворьях.
-
Здесь, наверное, большую роль играет селекционная работа?
-
Конечно. Как нам рассказали, для успешного решения селекционно-племенных задач и научного сопровождения отрасли Калмыкия сотрудничает с ведущими научными учреждениями России по животноводству. С 2010 года идёт работа по организации и получению эмбрионов от коров калмыцкой мясной породы. Впервые в России и республике Калмыкии создаётся банк замороженных эмбрионов. Основная цель направления – ускоренное создание высокопродуктивных стад, оздоровление животных от ряда заболеваний, получение телят заведомо известного пола.
-
Юрий Александрович, но ведь у нас в Тюменской области активно развивается сельское хозяйство, а за последние годы получен уникальный опыт содержания мясного скота. Потенциал недостаточен?
-
Как отметил губернатор В.В. Якушев, этого недостаточно, поголовья скота не хватает. Изучая наработки других субъектов, мы не случайно обратились за помощью к калмыцким производителям. Здесь сформирована культура разведения мясного животноводства и есть чему поучиться. Не случайна основная цель поездки - посмотреть, чего можно достигнуть при серьёзном подходе к делу. Получить высокие результаты за короткое время невозможно, поэтому предстоит чёткая продуманная системная работа.
Хочу сказать, что в ходе поездки мы посмотрели ветряки для производства электрической энергии. Инновационное производство у них на начальной стадии, но на перспективу, например, для нас их опыт очень интересен. Может быть, после научных исследований такой метод выработки электроэнергии будет возможен в нашем Заболотье. Но это долгая перспектива…
- Что применимо из опыта калмыцких животноводов в нашем районе?
– Всё хорошее всегда применимо. При любом строительстве, например тех же мини-ферм, необходимо счи-тать и думать о рентабельности. Скот в Калмыкии содержится отнюдь не в шикарных апартаментах, условия содержания у нас отличаются только более длинной зимовкой. Строить те же мини-фермы нужно в удешевлённом варианте, экономя средства на технологические процессы. Если мини-ферма вместо 20 млн. была бы построена за 10 млн. руб., то оставшиеся средства могли пойти на закупку скота или другие цели. Конечно, в районе нужно развивать мясное животноводство. Для этого у нас имеются все условия.
-
Юрий Александрович, отступим от визита в Калмыкию и поговорим о делах в районе. Какие проблемы вас сегодня беспокоят?
-
Проблем много. И решить их необходимо все и в первую очередь. Поэтому каждый день работа, работа и работа, у которой должен быть результат.
Сегодня нужны наработки по жилищному строительству, поступательному его развитию. Остро стоит вопрос по реформированию жилищно-коммунального хозяйства района, особенно Бизинского МУП ПЖКХ. Работа этого предприятия не устра-ивает наших жителей. Сейчас на предприятии закончились аудиторские проверки, и по их результатам будет принято решение. Главное сейчас - без сбоев завершить отопительный сезон.
Надо сказать, зиму провели без ЧП. Конечно, не во всех домах было тепло. Здесь хочется извиниться перед людьми за работу опять же этого предприятия. Но аварийных ситуаций не было, хотя теплосети находятся в неудовлетворительном состоянии.
-
Как вы оцениваете прошедшие на территориях сходы граждан?
-
Первое, что я определил для себя: сходы граждан на территориях должны проводиться чаще. Сход – это высший орган местной власти, и он должен определять всю политическую и организационную работу.
И второе. Сход граждан, я считаю, должен проводиться при участии только власти поселения. Если же проводится информационная встреча со мною как руководителем района или с другими должностными лицами администрации, то это однозначно не сход. Сход есть сход, у него свои цели, а у информационной встречи совсем другое назначение, поэтому в один клубок всё это плести не следует. Нужно главам сельских администраций в этом вопросе очень хорошо разобраться. И сходы проводить не один раз в году, чтобы более эффективно решать проблемы совместно с жителями при их активности и широком участии.
-
Газета подняла очень важную тему: роль старосты в вертикали власти. Нужен нам институт старост?
-
Конечно, нужен. Испокон веков главным человеком на селе был староста. В последнее время их роль утрачена. Но, я вам скажу, сейчас во многих поселениях на сходах старост избирают. Думаю, что в этом есть и заслуга газеты. Ведь староста - это человек неравнодушный и, как правило, уже в возрасте, весьма уважаемый в деревне человек. Да и работу он ведёт немалую. От старост порой больше проку, чем от некоторых сельских депутатов. Поэтому эта должность в вертикали власти необходима.
– Спасибо, Юрий Александрович, за интервью.
Галина Гребенщикова,
фото Тимура Карымова