Медиакарта
19:48 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Это наша с тобой биография

Строители железной дороги

Безусловно, в значительной степени судьбоносным для России в целом, а для Тюменской области и Уватского района в частности, стало строительство железной дороги, давшей большой толчок промышленному освоению природных ресурсов Западной Сибири.

Наряду со строительством Байкало-Амурской магистрали, которая гремела на весь мир и давно называлась «Всесоюзной ударной комсомольской», Тюменская область скромно, но уверенно, получив такой же статус, опоясывала себя «железным поясом», двигаясь к освоению своих несметных богатств - стратегического сырья и полезных ископаемых.

Для руководства и непосредственного содействия в строительстве большого по протяженности участка железнодорожной магистрали Тюмень - Сургут - Нижневартовск - Уренгой было создано Управление «Тюменьстройпуть». В его состав входили несколько десятков рассредоточенных по всей трассе подразделений и организаций, обеспечивающих промышленное, гражданское строительство, занимающихся обслуживанием рабочих и служащих, их бытом, питанием и т. д. Возглавил Управление опытный и авторитетный руководитель Герой Социалистического Труда Дмитрий Иванович Коротчаев, с чьим именем неразрывно связано всё, чего достигла область.

В апреле 1970 года в Уватском районе, в поселке Туртас высадился первый десант, который подготовил место для будущего строительно-монтажного поезда. Через год, 1 апреля 1971 года, был подписан приказ о создании первого по Министерству путей сообщения комсомольско-молодежного строительно-монтажного поезда № 522, который прибыл в Туртас. Его первым начальником был назначен Николай Павлович Доровских, глубоко порядочный, добросовестный и целеустремленный человек.

В СМП-522 трудились десятки юношей и девушек - комсомольцев, посланников со всех концов страны. Был создан комитет комсомола. Избирался освобожденный секретарь. В 1974 году открылась вечерняя школа, где молодые строители могли получить среднее образование.

Опытные рабочие возглавили бригады путейцев, каменщиков-бетонщиков, плотников, штукатуров-маляров, сварщиков, сантехников. Одни укладывали железнодорожное полотно, другие строили жилье, социально-бытовые помещения: столовую, пекарню, общежитие, клуб, спортзал, здравпункт, детсад, магазин, гаражи и другие объекты.

В суровых таежных условиях начиналась новая география. На карте страны появилась новая станция - Туртас. Закалялись и мужали характеры, писались новые героические биографии людей. Каждый человек творил настоящие чудеса, совершал трудовой подвиг, оставаясь обыкновенным и незаметным среди остальных людей.

Навсегда вписали в Золотую книгу памяти свои имена Виктор Молозин, Михаил Пукиш, Степан Мирча, Пётр Тупиков, Пётр Кривошея, Александр Жуков, Ярослав Осадчук, Анна Щуклина, Николай Бугай, Николай Белка, Григорий Андрощук, Сергей Таран и многие, многие другие. К великому сожалению, нет возможности перечислить всех работников СМП.

На предприятии активно работал комитет комсомола, который умело налаживал культурно-бытовые условия молодежи, проводил соревнования, вечера отдыха, организовывал концерты и фестивали с участием известных артистов эстрады, спортсменов, писателей, поэтов. Слава КМСМП-522 гремела далеко за пределами района и области. По инициативе писателя Бориса Полевого станцию Туртас в июне 1974 года переименовали в Юность Комсомольскую.

На сегодняшний день те, кто остался жить и работать в Уватском районе, на станции Юность Комсомольская, с радостью делятся воспоминаниями о годах, когда кипела и бурлила молодая энергия, трудовой энтузиазм, когда свершался настоящий трудовой подвиг.

Памятный альбом

На столе альбом распахнут,

С фотографий на меня

Смотрят парни и девчата -

Юность комсомольская моя.

Свет порталов станционных

Раздвигает ночь вокруг,

Вспомним прошлое сегодня,

Наполняй-ка рюмку, друг!

Лёха, глянь сюда на фото,

Ты тут вовсе молодой!

Да налей, а то... чего-то...

И смахнул слезу рукой.

Что, стареешь, друг сердечный,

Вон в глазах уж мокрота...

Слышь, валяй еще по третьей

И пора альбом листать.

Вот смотри - путейцы в касках,

С инструментом на руках

Выгружаются из «Аски» (дрезины),

Им к труду не привыкать.

Здесь Молозина ребята,

Парни Пукиша вдали,

И «вертушки» три с балластом

На участок подошли.

В Ульт-Ягуне две бригады

«Расшивают» свой тупик -

За собой убрать всё надо,

Чтоб опять вперед идти.

Наш состав уж на Ямале -

Станция видна Пурпе.

Да, тайги здесь очень мало,

Тундра, что сказать тебе...

Саня, тут мы на Чумпасе

Рельсы тянем в Мегион.

Мороз под сорок пять на трассе,

Ну а нам не страшен он!

Для ребят это работа.

Знойным летом ли зимой

Пашут до седьмого пота -

Каждый парень как герой.

Утро в комнату сочится,

Заполняя всё вокруг,

Новый день в окно стучится -

Наша память с нами, друг.

Смотрит солнце из-за дома,

Будто хочет подсказать:

«Путешествие с альбомом

Надо чаще повторять».

Владимир ГУСЕЙНОВ,

пос. Туртас