Медиакарта
9:34 | 20 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Школа на пути к обновлению

В начале июня в одном из столичных вузов состоялся съезд Всероссийского педагогического собрания (ВПС), образованного пять лет тому назад.

На съезде с большой речью выступил В. Путин. Та часть выступления премьер-министра, которая была посвящена проблемам образования, дала некоторую надежду на то, что наконец-то оно привлекло внимание первых лиц государства.

В частности, с 1 сентября фонд зарплаты педагогов увеличится на 30%, а в течение двух лет сравняется со средней зарплатой по экономике региона. Премьер не упустил из виду и судьбу малокомплектных школ, что, в частности, для нас важно особенно, потому что большая часть наших школ именно из этой категории.

Сейчас образование претерпевает коренные изменения. Вспомним предложенный проект Закона «Об образовании», вызвавший небывалый ажиотаж вокруг него. Кстати, это второй законопроект, вынесенный на всенародное обсуждение. Уже этот факт говорит о значимости отрасли, правила функционирования которой он должен регламентировать. ЕГЭ, федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, меняющиеся учебные планы, новое содержание образования, изменения правового статуса школ, ставшие актуальными в последнее время и сопровождающиеся использованием различных словесных конструкций…

Средний же возраст учителя, призванного «реанимировать» образование, повсеместно весьма солидный. В Тюмени, например, 52 года (см. «Тюменские известия» от 13 мая). По данным управления образования, в настоящее время в школах нашего района работают 28 учителей-пенсионеров, очень многие близки к пенсионному возрасту. Обновления педагогических кадров не происходит повсеместно. Совершенно очевидно, что подобная ситуация в образовании создана только потому, что его проблемы рассматривались до сих пор в отрыве от его социального контекста. Достаточно резко по этому поводу сказал наш тюменский ученый академик Российской академии образования Владимир Загвязинский: «Мы уже тысячи раз говорили о миссии учителя, о том, какую роль он должен играть в обществе, но что толку?» Первые результаты этих словопрений, кажется, стали появляться.

Увы, в наше время учитель не стоит на пьедестале. Уже никто «смиренно преклонять колени» перед ним не намерен. От того, прежнего, учителя остались только высокопарные слова о его высокой миссии, обязательные по торжественным мероприятиям и в профессиональный праздник. К ним уже привыкли, и воспринимаются они не более как дежурные фразы, обязательные в таких случаях.

Кто же из думающих, талантливых молодых людей будет за 7 – 8 тысяч связывать свой завтрашний день с учительской профессией, где его ждет затурканное, обремененное многочисленными, в общем-то, бесполезными отчетами будущее?

Нельзя сказать, что выпускники, в частности, вагайские, игнорируют педагогические вузы. Так, по предварительным данным, которыми располагает управление образования, только в Тобольскую социально-педагогическую академию намерены поступить 40 выпускников нынешнего года. А в школу приходят единицы. Директор департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования Игорь Реморенко утверждает: «После педвузов работать по специальности остаются всего 5% выпускников».

Есть опасения, что и среди этих 5% найдутся пришедшие в школу не по убеждению. Так кто же тогда будет выполнять амбициозные образовательные проекты, часть из которых вкратце упомянута выше? Школе нужна молодежь, нужны талантливые мужчины.

Новое поколение экономически, политически и социально грамотнее, чем ныне работающие их отцы и матери.

Призывами, лозунгами проблема эта неразрешима в принципе. Есть единственно реальный путь – заинтересовать материально. Еще год тому назад на заседании оргкомитета по проведению Года учителя, на который в социальном плане учительство тщетно возлагало определенные надежды, премьер-министр сказал: «Хорошего учителя не заменят ни обновленное учебное оборудование, ни состоявшаяся в стране всеобщая компьютеризация, ни переход на инновационные технологии».

Но умный, творческий молодой человек не хочет мириться с предстоящим полунищенским существованием и ищет другие, достойно оплачиваемые сферы приложения своего таланта.

Будем надеяться, что принимаемые правительством меры по улучшению социального статуса учителя в какой-то мере будут способствовать ломке того стереотипа, который уже давно сложился о носителе этой профессии. Но надеяться на быстрый успех было бы по меньшей мере наивно. Для этого понадобятся годы.

В середине 60-х годов вопрос о статусе учителя стал предметом рассмотрения на международном уровне. ООН официально признала его роль в развитии образования решающей, а специально разработанные рекомендации были призваны обеспечить учителю положение, соответствующее этой роли.

Педагогическая деятельность была признана высококвалифицированной профессией, имеющей решающее значение для дальнейшего развитии общества.

Старшее поколение помнит: в 60 – 70 – 80 –е годы профессия учителя действительно была уважаемой, а потому престижной. Помнится, в эти годы прибывшие на работу в наш район молодые специалисты на августовской педагогической конференции, проводимой в районном доме культуры, занимали первые 1,5 – 2 ряда мест. Молодежь работать в школу шла с желанием.

Кстати, участники съезда заявили о желании ВПС вступить в Общероссийский народный фронт, а это ни много ни мало 320 тысяч человек из 73 регионов. Так что «Единая Россия» в лице педсообщества получит надежного союзника.

Ишмухамет ГАЙСИН

Теги: школа