Медиакарта
14:46 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Приз газете и автору

На ХI Межрегиональном фестивале «Православие и СМИ», что прошел недавно в Тобольске, две редакции области были отмечены спецпризами. Это редакция ишимского альманаха «Коркина слобода» и редакция нашей районной газеты «Сельский труженик». Дипломом за очерк «Чем дальше мы уходим от войны» удостоена Пуртова Надежда Ремировна, из Тобольска, написавшая об одной из исчезнувших деревень – Ламбиной- Кулиге, что стояла когда-то по Тобольскому тракту и входила в Куларовский сельсовет. О людях, что жили там и трудились в войну.

Главная же героиня повествования – Титова Анастасия Анисимовна, тетя нашего автора, которой на начало войны было 20 лет, а в апреле нынешнего года исполнилось 90. Это бесценнейший собеседник, кто может поведать о том времени не с чьих-то слов, а из собственного опыта. Как спасали свою страну, как работали в колхозе старики, бабы да дети. Потому что главная сила – мужики и вся молодежь - были там, на огненном фронте, где держали натиск врага из порою последних сил, а потом погнали вплоть до самого логова.

Нет давно деревеньки Ламбиной, что была отдельным колхозом, но в связи с укрупнением стала частью соседней фермы. Скот угнали туда, и все стало не под рукой. Пришлось трогаться с места и дояркам, и скотникам. Так и стала деревня таять. Сама Анастасия Анисимовна едва ли не дольше всех держалась за Ламбину. В Киселеву же перебралась только тогда, когда брат Вячеслав, управляющий этой фермой, надумал податься в город. Брат с семьей уехал, а она вошла в его дом. И поскольку своей семьи и своих детей у нее не было, все племянники, вся родня по сестре и двум братьям наезжали сюда частенько. Наезжают и до сих пор. Как отмечено в очерке, в старом крепком просторном доме с русской печью, с полатями, с сохраненным красным углом, где божница с иконами, та особая аура, что с порога чувствует сердце православного человека.

Побывали и мы в доме бабушки Таси. Первый раз – когда готовился материал к печати, а вторично – на днях. Услышав, что там гостит Надежда Ремировна. Хотели вручить ей заслуженную награду. Но опоздали. Оказалось, она приезжала лишь на буденку.

А встретила нас в избе бывшая владелица этого дома 80-летняя Дарья Михайловна Китова, которая здесь проводит, как на даче, все лето. Помогает своей золовушке в огороде и по хозяйству. Но поскольку обе уже в столь преклонном возрасте, не обходится и без казусов. Прошлым летом Дарья Михайловна оступилась в предбаннике и попала с травмой в больницу. Нынче бабушка Тася оплошала с кормежкой борова – тот ее ухватил за руку. «Ладно, что с ног еще не свалил этот вепрь», - считает сноха. Бабу Тасю срочным порядком транспортировали в Тобольск в травматологию, ну а «вепря» решили раньше срока пустить на мясо, да хозяйка уперлась, ни в какую не разрешает. Баба Тася вчера прибыла из больницы.

- Ну и где же она? – я невольно смотрю сквозь открытые двери в горницу: там, наверное, отдыхает?

Нам показывают в окно:

- В огороде, вон, шишлится. Помидоры садили в грунт, только-только закончили. Упластались обе на нет. А у нее там горох остался, обросший, жалко, стала досаживать.

«Вы отметьте, пожалуйста, соцработника Татьяну Алексеевну Николаеву, если это возможно, - просит Дарья Михайловна, - золотой она человек, только стоит позвать - бежит.

Баба Тася, кстати сказать, с довольно непростым характером, угодить на нее непросто.

Из того же рассказа:

- Вот, приехала, видит, что чеснок посажен не так, где планировала она. И пошла ведь, вырыла весь, посадила туда, где надо.

Я пишу сейчас и смеюсь: как нас встретила баба Тася посреди огорода. Не признав знакомых газетчиков, замахала на нас руками, когда мы, представившись ей, стали сразу фотографировать и ее, и владения: печь-железку на улице, бодрых курочек с петухом, сруб, который рубится плотником, как сказали, для горожан. Да и то, кому же понравится, чтоб его снимали врасплох, когда он весь в земле, усталый, не дав вымыть даже лицо. А бросать ради нас работу ох как ей не хотелось. Баба Тася, ворча на нас, поначалу присела на огородную грядку. А потом, покряхтев, разогнула все-таки спину и велела идти нам в дом. Там мы славно поговорили, посмотрели снимки семейные. Баба Тася поправила кой-какие неточности, что допущены были в очерке. Дом-то, мол, написали, что ему семь десятков лет, а на самом деле уже девять. Человек его ставил знающий, знаменитый плотник в округе, Захар Михайлович Воронов. Потому и стоит столько лет нерушимо.

Про родную фамилию еще раз пояснила, что правильно – Титовы, а Китовы – это ошибка. Зря, что брат Вячеслав не исправил те документы. А теперь уже он – покойный.

Только вот про необычное отчество Надежды Ремировны – откуда оно – не могли объяснить ни та, ни другая. Дарья Михайловна дала нам ее телефон. И стало наконец возможным поговорить с нашим автором. Что я и сделала на другой день в редакции.

Оказывается, это имя составлено из двух слов – революция и мир.

Узнав о своей победе в смотре-конкурсе, Надежда Ремировна была очень, конечно, рада. Поблагодарила газету за внимание к авторам и героям наших публикаций. И пообещала обязательно заглянуть в редакцию, «доскочить» до Вагая, когда будет путь в Киселеву. А поскольку она работает, когда вырвется, не известно.

Пригласила к себе. Объяснив, что живет в девятиэтажке по соседству с Домом прессы. И в дни этого фестиваля, кстати, обратила внимание, как там много народа, на зеленом дворе редакций.

Ну и как Postscriptum добавлю, что в память о фестивале получила подарок и сама редакция. Этот дар - икона. С изображением Абалакской Божией матери и Всех святых в земле Сибирской просиявших.

Любовь БАКАНИНА

Фото Зиннура Чанбаева