Медиакарта
6:23 | 24 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Две знаменательные даты

Две знаменательные даты
14:04 | 06 апреля 2010

Нынешний год для Вагайского архива ознаменован двумя юбилейными датами. 290 лет с того дня, 10 марта (по новому стилю) 1720 года, когда Петром I был подписан Генеральный регламент или Устав, который вошёл в «Полное собрание законов Российской империи с 1649 г.» и хранится в Государственном Архиве Свердловской области (ГАСО).

И 75 лет нашему районному архиву, история которого такова.

Первого июня 1918 года правительством РСФСР принят Декрет «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР», воплотившего впервые в истории страны идею создания государственной архивной службы.

Декретом объявлялось, что все архивы старых правительственных учреждений ликвидируются как ведомственные учреждения, хранящиеся в них дела и документы, а также переписка, оконченные делопроизводством к 7 ноября 1917 г., переходят в собственность государства.

Декретом было введено понятие «Государственный архивный фонд». Вместо отдельных, не взаимосвязанных архивов, создавалась единая централизованная система государственных архивных учреждений.

Начало организации государственной архивной службы на территории Тюменской области было положено осенью 1919 г.

Важной вехой в архивном строительстве явилось создание районных архивов. Вагайский районный архив был образован в 1935 году.

Первоначально функции районного архива заключались в оформлении документальных материалов, собранных на территории района, и временном их хранении с последующей передачей на постоянное государственное хранение в Тобольский архив.

В начале 1970 г. районный архив стал создавать свой фонд, в г. Тобольск документы уже не передавались.

В начале 80-х г. в деятельности архива появились новые формы. Большое внимание стали уделять повышению общественно-политической роли архивов, разворачивалась широкая пропаганда архивных документов. Поэтому всё чаще стали появляться статьи в районной газете, подготовленные на материалах архива; заведующий выступал с лекциями в организациях района, с планами и отчётами – на заседаниях райисполкома. Была начата работа по выявлению имён вагайцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Наработанные материалы вошли в «Книгу памяти».

Произошедшие в конце 80-х начале 90-х гг. политические, экономические, социальные перемены неизбежно повлекли и реформирование архивной отрасли.

В 1991 г. повышается правовой статус районного архива, он становится отделом администрации с функциями межотраслевого руководства архивным делом на территории Вагайского района. Процессы приватизации и формирование новых форм собственности поставили под угрозу сохранение документов по личному составу. В этот период в архив начинает поступать большое количество документов ликвидированных предприятий.

С начала 90-х годов в нашем архиве формируются фонды документов личного происхождения, фотофонд, в состав которого приняты позитивы, негативы и фотоальбомы, с 2004 г. – видеофонд, а с 2008 г. – фото и видеодокументы на электронных носителях.

Было бы неправильно, говоря об истории возникновения и развития архива, не вспомнить тех, кто комплектовал архивный фонд Вагайского района: 1951 г. – Н.А. Сухинина; 1951 – 1953 гг. – Т.Н. Малеева; до 1959 г. – П.А. Мартьянов; с 1959 г. – Л.П. Гайнюк; 1970 г. – Н.И. Сухинина; 1972 г. – А.П. Ростовцев; 1973 г. (несколько месяцев) – Л.А. Спиридонова; 1973 – 1978 гг. – В.А. Сергеева (Ермольева); 1979 г. - Г.А. Леутенко; 1980-1989 гг. - А.М. Третьяков; 1990 г. – В.К. Кислицын; 1991-1997 гг. Н.П. Деркач; 1997 – 1999, 2002-2006 гг. – Е.Н. Шаргина; 1999 – 2002 гг. – Е.В. Базанова.

Читая воспоминания работников архива, понимаешь, как сложно было сохранить документальное прошлое нашей территории.

Гайнюк Леокадия Петровна вспоминает: «В годы моей работы в архиве мы принимали документы от организаций райцентра, совхозов, сельсоветов, леспромхозов, поэтому приходилось часто ездить по району. Документы обрабатывали, систематизировали и сдавали на постоянное хранение в Тобольский государственный архив. Исключение составляли документы по личному составу, они хранились в нашем архиве 25 лет.

В 1959 г. архив располагался в здании милиции по ул. Советской.

Ермольева Вера Александровна рассказывает, что «в марте 1973 года архив размещался в здании райисполкома по ул. Советской, на первом этаже в неприспособленном кабинете, где хранилище и рабочий кабинет были разделены тонкой перегородкой. Единиц хранения было немного, в основном это похозяйственные книги сельсоветов и документы колхозов за 20-е годы.

В конце 1974 г. архив вместе с отделом ЗАГС был переведён в отдельное помещение по улице Школьной.

О работе Третьякова Анатолия Михайловича остались следующие воспоминания:

Н.Г. Марьин, бывший зав.отделом социального обеспечения, рассказывает о Третьякове, как о «неугомонном деятеле, болеющем за свою работу». Третьяков вместе с другими работниками ездил в дальние многодневные командировки, составлял описи, собирал документы по личному составу для сдачи в архив. Старался добиться от работников организаций полной сдачи документов. В те годы вопрос об организации делопроизводства на местах часто поднимался на заседаниях райисполкома. Иногда хватало одного выступления или предупреждения, чтобы дела начали поступать в архив.

Именно А. Третьяков начал работу по сбору материала для «Книги памяти». Он был активным внештатным корреспондентом газеты «Сельский труженик». Из его материалов читатели узнавали о прошлом нашего района, об интересных фактах из истории предприятий и учреждений, о судьбах земляков. Все статьи были подкреплены документальными материалами архивных фондов. Жители района и сейчас с уважением вспоминают этого человека.

Кислицын Владимир Карлович запомнил огромную работу по проведению экспертизы научной ценности документов, хранящихся в архиве, в результате которой много бумаг, так называемого балласта было выделено к уничтожению. Им была начата работа по формированию личных фондов.

Также он продолжил труд А.М. Третьякова по созданию «Книги памяти». Работа заключалась в том, чтобы совместно с сельсоветами заполнить на каждого погибшего карточки, которые предназначались для передачи в область. Списки погибших на протяжении нескольких месяцев публиковались в газете «Сельский труженик» для того чтобы внести поправки. В результате этого образовались дополнения на значительное количество погибших, было внесено много поправок в списки. Большую помощь в этой работе оказывал Н.П. Плесовских, ветеран Великой Отечественной войны.

Когда ликвидировали райком партии, Владимир Карлович занимался описанием и передачей документальных материалов в Центр документации новейшей истории и начал составление предметно-тематического каталога.

Деркач Неля Павловна вспоминает: «Помещение архива находилось тогда во второй половине здания расчётно-кассового центра по ул. Ленина, 19. Когда я поступила на работу, архивохранилище было не в лучшем состоянии. Текли батареи, не было замков в дверях, в отдельных местах даже проваливался пол. Пришлось все дела из хранилища выносить и делать срочный ремонт.

Первое время поступало очень много запросов, т.к. при перерасчёте пенсий начали включать в стаж и годы работы в колхозе. В то же время необходимо было принять документы постоянного срока хранения у всех сельсоветов. При приёме дел выявили большие расхождения между описанными делами и имеющимися в наличии. Приходилось описи перерабатывать. Возможно, часть дел вообще не заводилась, часть была утеряна, ведь порой документы хранились в самых неподходящих местах, в сараях, на улице.

Во время работы занималась составлением картотеки, каталогизацией. Очень плохо была поставлена работа по делопроизводству в организациях, поэтому 1 раз в квартал старалась проводить учёбу специалистов.

Ещё за время своей работы я занималась переформированием фондов – все документы совхозов в этот период входили в фонд №165. Часть фондов колхозов была передана в Тобольский архив, т.к. у нас в то время они должны были храниться лишь 5 лет.

Приобрела необходимый в работе инвентарь – термометр, гидрометр, перевезли из здания райисполкома несколько шкафов для бумаг. Продолжила работу по созданию фондов личного происхождения.

Елене Николаевне Шаргиной особенно запомнилась дата 6 декабря 2002 г., так как во время её руководства архивом на территории нашего района произошло знаменательное событие, которое войдёт в современную историю села Вагай. В этот день состоялось торжественное открытие нового здания архива и ЗАГСа.

В настоящее время архив располагает двумя отдельными хранилищами (документов постоянного хранения и по личному составу) общей площадью 48 кв. м, оборудованными новыми металлическими стеллажами, двумя рабочими кабинетами, оснащёнными современной компьютерной техникой и новой удобной мебелью, читальным залом. Здание имеет охранно-пожарную сигнализацию.

Сегодня в архив поступают документы от 40 организаций, из которых 38 – федеральные, государственные и муниципальные источники, 2 - негосударственные. На 1 января 2010 г. здесь насчитывалось почти 20 тысяч единиц хранения архивных документов, в т.ч.: управленческая документация, документы личного происхождения, документы по личному составу, 295 ед. – электронные фото и видеодокументы.

Архивные документы не лежат на полках невостребованными. Они активно используются в самых различных целях: для исполнения запросов, связанных с социальной защитой и предусматривающих пенсионное обеспечение, получение льгот и компенсаций, а также для научных и краеведческих исследований, для подготовки статей, уроков, выставок.

За несколько прошлых лет были проведены выставки и уроки для учащихся Вагайской школы и жителей района на темы: «Их именами славится район», «Люблю своё отечество» по творчеству поэтов нашего района, «Помнит свято земля их Вагая сердцем всех поколений своих…», «Дом, ставший родным» о деятельности детских домов на территории района, «Красивые места у нас в районе», «Ермак, казаки, Сибирь», «Сибиряк из Финляндии» - об известном финском учёном-путешественнике Эрике Лаксмане, похороненном в деревне Дресвянка (Сычи), «Дети военных лет Вагайского района, как они жили».

В прошлом году архив посетили 14 исследователей. Темы исследований: «Руководители Первомайского сельсовета», «О школах и учителях, работавших на территории Аксурского сельсовета в 1930-1960-е годы», «История с. Вагай», «Труженики Вагайского района», «Учителя и директора Вагайской средней школы 1930 – 1940 годов», «История Вагайского районного суда», «Выборы депутатов Первовагайского сельского поселения», «Население Вагайского района в годы Великой Отечественной войны, в 1975, 1980, 1991 годы», «Об образовании Берёзовской МТС» и другие.

Ежедневно архивным сектором предоставляется муниципальная услуга по исполнению запросов граждан и организаций по документам архивных фондов. Так, в 2009 году было исполнено 755 запросов, из них: социально-правовых – 524, связанных с социальной защитой граждан, предусматривающих их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций; тематических и имущественных – 231.

Проделана огромная работа по приёму документов по личному составу ликвидированных предприятий, за 2004 – 2009 годы было принято 4600 ед. хр. архивных документов, из которых почти 2000 – за прошлый год.

Документы ликвидированных предприятий - это ещё и самая большая совместная проблема архива и пенсионного фонда в Вагайском районе, потому что они либо совсем не сданы в архив, либо поступили сюда частично.

Очень часто люди страдают от неграмотно оформленных документов, поэтому для разрешения этой проблемы ежегодно проводятся обучающие семинары по делопроизводству, проверки состояния делопроизводства и обеспечения сохранности документов в органах исполнительной власти, учреждениях и организациях района, оказывается методическая помощь.

Пользуясь случаем, поздравляю всех специалистов нашего района, ответственных за делопроизводство и архивы ведомственных организаций и органов местного самоуправления, с наступающим профессиональным праздником – Днём архивов. Желаю вам верности любимому делу и много счастливых мгновений! Доброго здоровья, тепла и уюта домашнего очага, оптимизма, сил и крепости духа! Удачи в нашем общем деле – сохранении истории малой Родины!

Надежда КАРЕЛИНА, начальник архивного сектора администрации