Медиакарта
0:33 | 4 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Новое время - новые стандарты

Новое время - новые стандарты
15:51 | 26 июля 2011
Источник: Красное знамя

Нет сегодня такой теле- и радиопередачи, газеты, журнала, Интернет-блога, где бы не обсуждалась горячая новость последних месяцев - введение новых федеральных государственных образовательных стандартов. Народ возмущается, дескать оставят только три основных предмета - ОБЖ, физкультуру и непонятную пока дисциплину "Россия в мире", а остальное - за деньги. Как же обстоит дело в реальности?

Полемика - двигатель прогресса

На областном семинаре "Новые подходы к работе педагога в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов", который проводился Тюменским областным государственным институтом развития регионального образования (ТОГИРРО), обсуждались вопросы и проблемы, касающиеся новых стандартов.

"Нужны ли школе новые стандарты образования? Несомненно нужны, - считает организатор Всероссийского конкурса "Учитель года России", кандидат педагогических наук, заместитель главного редактора "Учительской газеты"Ирина Димова. Но дело в том, что у педагогов и руководителей образовательных учреждений возникает множество вопросов относительно нововведений, да и опыта работы в новых условиях пока нет, поэтому мы активно обсуждаем всё, что касается этой темы.

Выход пока видим только в активном использовании того, что наработано в регионах, поскольку в каждом регионе разрабатываются свои образовательные стандарты. Тюменская область - не исключение.

Директор ТОГИРРО Ольга Ройтблат заострила внимание присутствующих (а в актовом зале Тюменской гимназии N 1 в воскресный день проведения семинара просто яблоку негде было упасть) на том, что сама идея введения новых стандартов хороша, особенно для старшей школы. "Нет такого медалиста, который знал бы все 23 учебных дисциплины на "отлично", - утверждает Ольга Владимировна.

Как объяснили специалисты ТОГИРРО, согласно новым стандартам, такие дисциплины, как ОБЖ, физкультура и "Россия в мире", являются общеобразовательными и количество часов, отведённых на их изучение, фиксировано и одинаково для всех. А все остальные дисциплины изучаются, но на разных уровнях - либо базовом (даются только самые необходимые азы дисциплины), либо профильном (изучение дисциплин по выбранному профилю на общеобразовательном уровне), или интегрированном (более углублённое изучение необходимых для поступления предметов).

Таким образом, каждый учащийся распределит для себя все предметы по трём уровням изучения, чтобы нужным предметам уделять больше внимания.

"С первого сентября этого года все школы переходят на работу по новым стандартам, - комментирует Ольга Ройтблат. - И если кто-то из педагогов говорит, что этот переход - очередная головная боль, это значит, что положение о стандартах он даже в руки не брал".

Говорилось также о том, что сегодня есть случаи, когда школы просто "списывают" друг у друга образовательные программы. Но поскольку новые стандарты предполагают личностно-ориентированный подход к образованию учащихся и творческий подход к разработке образовательных программ, то от "медвежьих услуг" придётся отказываться.

Всё дело в "каке"

Ни для кого не секрет, что в России по сей день сохраняется некая степень бахвальства насчёт нашей системы образования, мол, она у нас самая разумно сбалансированная, правильная, фундаментальная.

"Когда проводились проверочные срезы мировых образовательных систем, выяснилось, что Россия-то совсем не впереди планеты всей, - говорит член жюри Всероссийского конкурса "Учитель года России", учитель музыки Ломоносовской школы города Москвы, композитор, кандидат педагогических наук, кавалер Почётных знаков "Общественное признание" и "Рыцарь гуманной педагогики" Артур Заруба. - Да, в шестидесятые годы можно было говорить о фундаментальности нашего образования, но сегодня мы живём в иной реальности. Современный ребёнок должен сам, насколько это возможно, определять цели своего образования".

Введение новых стандартов Артур Викторович воспринимает как попытку догнать то, что в мире уже свершилось. Заруба много раз бывал за рубежом, наблюдал, как там выстраивается система образования, и привёл простой пример: если у нас система познания строится на принципе - смотри и не смей трогать, то на Западе, наоборот, детям рекомендуется всё потрогать, попробовать "на зуб".

"В педагогике всё дело в "каке", - уверен Артур Заруба. - В том, КАК учитель творит процесс обучения. Личностные результаты учащихся, гражданская идентичность, метапредметность (развитие мышления в процессе обучения, определение цели образования, умение ставить в учёбе перед собой задачи и планировать пути достижения цели), программа духовно-нравственного развития, - вот тот фундамент, на котором основывается процесс обучения. Самое главное - не чему научить, а как увлечь ребёнка, ведь он воспринимает мир образно и эмоционально, а не понятийно и логически".

Предметы искусства в контексте новых образовательных стандартов ставятся под угрозу. Сегодня в школе их представляют только мировая художественная культура и музыка, но, как убеждены скептики, и этим дисциплинам осталось жить недолго. Но ведь такие понятия, как гражданская идентичность, ответственность, хорошее отношение к людям, семье, - всё это может сформировать только культура.

"Эмоционально-эстетическое отношение к действительности в нашей школе не развивается, - говорит Артур Заруба. - Как, собственно, не изучается и не осваивается в школе великое культурное наследие. Россия в мире воспринимается, как Толстой, Чехов, Малевич, Кандинский. Она понимается как страна, производящая гениев в искусстве. Даже метод Макаренко в западной педагогике применяется больше, чем у нас. Экологическая культура в российской школе не прививается вовсе. Поверьте, такого хамского отношения к окружающей среде, как у нас, нет сегодня ни в одной стране. Мы выпускаем из школ грамотных, но некультурных людей, а ведь некоторые из них впоследствии становятся руководителями предприятий (и не только). Словом, Россия и наша система образования в частности, сегодня предназначены для того, чтобы показывать миру, как делать не надо".

Доверяйте почаще талантам

Своё выступление учитель русского языка и литературы школы N 57 города Брянска, поэт, заслуженный учитель РФ, кавалер почётного знака "Общественное признание" Олег Парамонов начал с рассказа о том, как известный российский поэт Александр Блок в 1914 году в очередной раз влюбился в очаровательную барышню. Они встречались, общались, переписывались. И в одном из писем он рекомендовал ей побольше читать, чтобы им было интересно общаться, и даже перечислил имена писателей, которых читать необходимо в первую очередь: Гёте ("тяжеловато будет, но надо"), Пушкина ("для познания изысков словесности и стихотворного стиля"), Лермонтова, Толстого и Достоевского ("для познания психологии человека").

Словом, творческий подход к образованию необходим, но есть вещи, которые изучать нужно, даже если "тяжеловато" и не нравится, иначе полноценной личностью не станешь. Более всего это касается изучения литературы. Другое дело, что к использованию стандартов нужен нестандартный подход.

"Как ни странно, всё лучшее как раз не впереди, а позади", - говорит Олег Парамонов. И не спроста: самой совершенной, личностно-ориентированной, творческой и фундаментальной системой образования Олег Геннадьевич считает ту, которая была принята в Царскосельском лицее. Именно такое образование, по его мнению, было самым результативным, ведь из этой школы вышли все государственные деятели. А все известные писатели, поэты, художники, музыканты, которых мы сегодня называем классиками, кто составляет гордость нашей страны - выпускники Царскосельского лицея - имели профессии и прекрасно справлялись со своими обязанностями, отдавая свой долг родине и вместе с тем создавая творения на века. В то же время все они были эстетически развиты - знали культуру своей (и не только) страны, свободно изъяснялись на многих языках и владели искусством танца. Разве культурным и образованным раньше можно было считать человека, не умеющего, например, танцевать мазурку, или поддержать светскую беседу?

А сегодня где мы видели таких? Наверное, пора оглянуться назад.

Ключевые моменты

Лидия Русакова, директор Тюменской средней школы N 70, заслуженный учитель России, в своём докладе тему не обозначила, посчитав, что когда стандарты будут внедрены и успешно реализованы, тогда и тема появится. Пока она рассказала о том, что образовательный процесс нужно соотносить с такими понятиями, как время, пространство и общечеловеческие ценности. Дети XXI века - это другие дети, уверена Русакова. Ключевые понятия этого века: диалог информационной культуры, времени, пространства и проблема сохранения человека. Поэтому в современной школе обязательно наличие культурного пространства, наличие человеческой культуры, культуры взаимоотношений, темы радости, диалога обязательного с необязательным и творчества. А за основу воспитания современного человека следует взять такие понятия, как верность долгу и человеколюбие. Дальше нужно выстраивать цикл систематизированных мероприятий по каждому из направлений.

Заведующая кафедрой стратегического менеджмента в образовании ТОГИРРО Ольга Федоскина подробнее остановилась на разъяснении работы по приведению образовательной системы в соответствие с новыми стандартами.

"Опыт у наших образовательных учреждений огромен, - говорит Ольга Федоскина. - Его нужно переосмыслить, переложить на новую систему и подумать, чем ещё его можно дополнить, чтоб развернуть содержание. При этом каждая школа должна найти свою нишу".

В управлении качеством образования теперь "участвуют" два документа: документ лицензирования (образовательная программа, в которой прописывается содержание) и проект перспективного развития школы (прописывается план действий). Отправной точкой для проектирования этих двух документов, по словам Федоскиной, должны стать образовательные результаты школы, удовлетворяющие спрос государства, общества и родителей.

А "на десерт" на семинаре подали мастер-класс от Артура Зарубы, проведённый в форме урока музыки. Выяснилось (ко всеобщему стыду), что классические произведения русских композиторов, то есть ту музыку, которую знают и ценят во всём мире, наши педагоги знают на "два с плюсом". Что уж говорить о детях...

Что делать? Безусловно менять систему образования. Но и малые шаги, по мнению Зарубы, могут дать многое: если каждый учитель хотя бы раз в четверть поставит ученикам послушать какое-нибудь классическое произведение, если педагог "закачает" на звонок в своём мобильном классическую мелодию - начнётся познание. Капля камень точит.

В процессе проведения семинара не раз звучало: новые стандарты требуют учителя нового формата. Где его взять?

"Понятно, что сегодня педагог нового формата с Луны не свалится, - говорит директор ТОГИРРО Ольга Ройтблат. - Учителю нужно поменять свой менталитет, сегодня он должен находиться в процессе непрерывного обучения. Тем более форм и методов обучения существует множество - только на базе нашего института разработано 400 обучающих модулей, и педагог может выбрать соответствующий его профессиональному уровню.

К введению новых образовательных стандартов Ольга Ройтблат, педагог с огромным опытом и стажем, относится положительно, считая, что с ребёнком невозможно работать формально. А в новом нормативном документе впервые прописаны ключевые психологические моменты. А это, по её словам, немаловажный аспект.

Какой будет новая школа? Если это будет симбиоз Царскосельского лицея и современной западноевропейской школы, то появится надежда, что страна вновь начнёт рождать гениев. Давно у нас этого не происходило. Новому времени не помешал бы новый Ломоносов.

Кристина ТРЕТЬЯКОВА.