Медиакарта
4:16 | 23 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Новоселы

Эти козочки – красавицы, что видите вы на снимке, живут на подворье дубровинских новоселов Язовых. Все они с большой родословной, идущей от именитых предков с их географической родины – Альп.

Козье молоко – продукт пока еще редкий, по крайней мере на нашем районом рынке. Поэтому когда нынче на проводах зимы в Вагае увидела я на одном из прилавков ряд внушительных трехлитровок с этим ценным товаром, то спросила у продавца: где ж такое козье хозяйство и такие надои щедрые? И ответ был: В Дубровном.

«А желаете знать подробности, приезжайте к нам в гости», - предложил он нам с фотокором. Чем мы, конечно, и воспользовались.

Кстати, этих хозяев порекомендовал нам глава поселения Е.В. Дубровский, чтобы рассказать о них в газете.

Территория Язовских владений – это минимум полгектара земли, обнесенной, как нынче делается, высоким металлическим забором. Справа и слева здесь пока что пустырь. А напротив, на том порядке, друг за другом идут усадьбы одна лучше другой. Огороды, сады, теплицы, летние кухни, бани, стайки, гаражи – все устроено по-хозяйски, основательно и с любовью.

С такой же основательностью строятся и новоселы - северяне, что приехали из Сургута. Правда, кризис заставил скорректировать планы. В первое лето удалось возвести только помещение для скота, где тепло и свет и солярий. Под ногами в клетках - линолеум. «Иностранки» любят комфорт, чистоту и стерильность. Им сибирские холода или сырость осенняя очень даже не по нутру.

А вот сами хозяева проживают пока в условиях, очень близких к спартанским. Их «отсек» - это часть двора, а точнее сказать, котельная. И уюта здесь, мягко говоря, мало. Но ведь это все временно, и супруги с подобными неудобствами мирятся.

- Вот продадим городское наше жилье, - говорит Михаил Павлович, - и возьмемся за строительство деревенского дома.

- Только было б здоровье, - добавляет тихо жена Мария Адольфовна.

И обмолвка эта не случайна.

- Я ведь сильно болел, - признается хозяин, – с белым светом уже прощался. Силы таяли с каждым днем. А ведь было, что вскидывал без особых усилий два баллона себе на плечи. (Собеседник наш - сварщик и трудился на газопроводе. - Прим. автора). Выпил горы всяких лекарств – ничего мне не помогало._

Но однажды попал к одному чудесному доктору, академику Куярову Александру Васильевичу, который лечит онкобольных с использованием натурального козьего молока. И вот я постепенно, помаленьку пошел на поправку.

Болезнь моя обнаружилась в 2001 году. А в 2003-м, когда мне полегчало, мы решили взять коз, завести свое дело. В Сургуте сейчас на нашей семейной «ферме» заправляет один из сыновей. Другой работает в городской администрации. А одна из дочерей – в Америке.

- Сколько же у вас детей? – уточняю попутно.

- Детей у нас шестеро: трое моих и трое – жены, теперь они все уже взрослые и достаточно самостоятельные.

- Опереться есть на кого…

- Опереться, но – не повиснуть.

- Как же вы попали в Дубровное, как про эти края узнали?

- Через местного фермера Геннадия Ивановича Рыбьякова. Он поставлял нам в Сургут овощи и корма. Как известно, лугов там нет, а есть только болота.

Мы же, став пенсионерами, подыскивали более подходящее место для жительства и для ведения нашего хозяйства. Съездили, посмотрели это село, увидели это приволье и решили, что лучшего ничего и искать не надо.

- Ваши первые впечатления не изменны и до сих пор?

- К сожалению, не все так гладко. Мы надеялись, например, что не будет проблем с кормами, поскольку местность экологически чистая. Но однажды пришел анализ, показывающий, что в молоке у наших козочек обнаружились вдруг токсины. Вероятней всего, причиной этому послужило прелое сено, и пришлось заменить всю партию. Точно так же и с комбикормом. Понесли и такой ущерб – одна козочка пала.

Случаются конфликты с наемными работниками, которые могут без всякой причины не прийти на работу, сделать что-то тяп-ляп, не сдержать свое слово или просто пуститься в пьянку.

Удивляет меня и то, что немало сельских людей, в том числе молодых, никаких попыток не делают, чтобы заработать лишнюю копейку. Мужики сургутяне, приезжая в Дубровное закупать по весне картофель, подавали совет: мол, садите вы овощи. И растите для Севера не только одну картошку, а капусту, свеклу, морковь, чтоб все это было свое, не напичканное нитратами и не генномодифцированное, что идет к нам из-за бугра.

Кстати, сами Язовы насадили нынче той же капусты где-то больше сотни корней. И огромные гряды остальной огородной мелочи. Причем помидорную рассаду хозяйка вырастила на окошках в котельной, поубирав с подоконников любимые свои герани, что росли – зеленели зиму.

А завершить свой небольшой рассказ о Язовых мне хочется отзывами тех людей, кто уже попробовал на себе благодатное действие молока «иностранок».

М-та Н-ва, жительница Дубровного: «Моего малыша очень мучил диатез. У него слезились глаза, он расчесывал себе щечки.

Но когда я перевела его на козье молочко и кефир из этого молока, аллергические симптомы стали исчезать буквально в считанные дни».

Галина Анисимовна Юшкова, жительница Дубровного: «Мое искреннее спасибо за целебное молоко. Мне оно помогает».

Нина Яковлевна Ильиных, жительница Вагая: «У меня высокое давление. И, видимо, от постоянного употребления лекарств стали болеть желудок, поджелудочная и печень. За короткое время трижды попадала в больницу.

И когда мне наши знакомые рассказали про Язовых, я поехала к ним. Стала брать у них молоко. По совету Михаила Павловича села на диету. Исключила из рациона все острые и кислые блюда, рыбу, кофе, шоколад и многое другое. Основною моею пищей стали хлеб с молоком, которое я пила литрами. И за месяц с небольшим мое артериальное давление вошло в норму. Отпала потребность в ежедневных лекарствах. Перестало горчить во рту, перестала мучить одышка.

И вы знаете, что я сделала? Завела теперь козочку. Это в добавление к корове, которую мы держим много лет».

Вот такие дела.

Пожелаем же новоселам укрепиться на новом месте. И найти здесь добрых помощников и хороших друзей.

Любовь Баканина

Фото Зиннура Чанбаева