Люди старшего поколения, особенно учительской среды, хорошо знали и до сих пор с уважением отзываются об этом человеке. Вся жизнь его была отдана школе, обучению и воспитанию подрастающего поколения, не считая тех лет, что прошли на войне. А родился Игнатий Филиппович Климов в небольшой деревеньке Климовой, что стояла на высокой горе между п. Инжура и с. Бегишево. В этой деревеньке прошло его детство. В соседней деревне окончил начальную школу, а вот семилетку пришлось заканчивать вдали от дома, в с. Дубровное. За десятки километров раз в неделю приходилось добираться туда из-за реки. Иногда возили на лошади, но чаще всего приходилось шагать пешком, ведь машин тогда практически не было, не говоря уже об автобусах. Но желание получить образование помогло преодолевать все трудности. Еще во время учебы в школе Игнатий Филиппович принял твердое решение стать учителем. Поступил в Тобольское педагогическое училище, после окончания которого началась его педагогическая деятельность учителем истории в Дубровинской средней школе. Дальнейший рассказ о своем жизненном пути поведет сам Игнатий Филиппович Климов.
Геннадий Гилль
Сбылась моя мечта, я стал учителем, но недолго продолжалась работа в школе. В октябре 1940 года пришла повестка из военкомата. Оказался я на Тихоокеанском флоте, чему был очень рад. Морская служба тогда для любого парня была почетной. Одна только форма того стоила.
В учебной части закончил школу радистов и стал служить в радиоцентре флота, поддерживал связь со всеми военными кораблями.
В начале Великой Отечественной войны была сформирована 66-я отдельная морская стрелковая бригада, куда попал и я. Вскоре мы оказались на западном фронте. Со взводом разведки артдивизиона участвовал в обороне Петрозаводска. Весной 1942 года нашу бригаду перебросили под Новороссийск и направили на Донской фронт.
Немцы рвались к Волге. Наши части отчаянно сдерживали их в степи. У станции Нижне-Чирская мы приняли жестокий бой. Потери были большие с обеих сторон, но мы натиск фашистов сдержали. За храбрость, мужество и героизм, проявленные в боях нашими войсками, бригаде присвоили гвардейское звание, а потом присвоили звание гвардейской и всей 119-й стрелковой дивизии.
После нашу дивизию перебросили на Калининский фронт. Здесь в боях я получил первое ранение, но часть свою не оставил, продолжал воевать в ее составе. В 1944 году наша дивизия оказалась на Прибалтийском фронте. 29 августа в бою под Ригой получил тяжелое ранение, в результате которого мне ампутировали ногу. И в мае 1945 года после восьмимесячного лечения в госпитале я вернулся домой.
Началась мирная жизнь.
Когда я вставал на партийный учет в Дубровинском райкоме партии, мне предложили работу пропагандиста. И два года в селах и деревнях района я читал лекции на международные темы, разъяснял политику партии и нашего государства, увязывал их с местными фактами.
Однако желание учить детей не давало мне покоя, и я не раз обращался с просьбой отпустить меня на работу в школу. Наконец районный отдел народного образования направил меня на работу директором Бегишевской семилетки, затем перевели директором в Экстезерскую школу. После объединения экстезерского и касьяновского колхозов в единое хозяйство Экстезерскую школу закрыли, а меня перевели директором Касьяновской восьмилетки, где я и завершил в 1981 году свою трудовую биографию. Впрочем, уже после выхода на пенсию и переезда в г. Тюмень к дочери Ангелине еще шесть лет, с 1982 по 1988 год, преподавал историю в средней школе №42. Кстати сказать, ученики и педагогический коллектив этой школы по сей день не забывают меня, навещают, постоянно поздравляют с праздниками. Считаю, что не зря прожил свою жизнь и занимался любимым делом.
Работая, я постоянно учился. С отличием закончил Тобольский учительский институт, затем Тюменский педагогический институт. Никогда не бросал и пропагандистскую работу: вел занятия в кружках политической учебы, выступал перед населением с лекциями и беседами.
И сам постоянно занимался самообразованием, собрал и изучил все тома Большой советской энциклопедии, все новинки по методике преподавания истории, имел богатую личную библиотеку художественной и политической литературы.
Весь этот багаж знаний и накопленный опыт помогали мне в работе как с учениками, так и с учителями. Много лет в Касьяновской и Экстезерской школах мы добивались 100-процентной успеваемости, строго выполняя Закон «О всеобщем образовании». У нас не было отсева и недоучек. Многие выпускники продолжали учебу в высших и средних специальных учебных заведениях. Почти все кадры специалистов совхоза «Смена» были когда-то нашими учениками. Среди них пользовались заслуженным уважением бывшие специалисты совхоза главный агроном А.Ф. Баландина, главный экономист Л.И. Криванкова, управляющий А.М. Трушников, механизаторы Г.В. Поляков, В.П. Доронин, В.Н. Трушников, братья Коршуновы и многие другие.
Народная мудрость гласит, что «учитель продолжает себя в своих учениках». Среди выпускников Касьяновской школы многие выбрали педагогическую стезю. А такие как Г.М. Дудинова, Г.Ф. Криванкова, З.П. Иванова и Н.А. Никитина, получив образование, трудились в стенах родной школы. Есть среди наших выпускников и ученые. Это кандидат философских наук, преподаватель ТГУ В.А. Попов, кандидат медицинских наук Ю.Н. Глухих.
В свое время профессию мы выбирали по желанию и по призванию. Потому отдавались любимому делу в полной мере, находили в ней удовлетворение и интерес.
Когда меня назначили директором Бегишевской семилетки, в коллективе было много молодых и энергичных учителей. Они постоянно разнообразили работу с детьми. Учебный процесс дополняли занятиями в разного рода кружках и секциях, помогали колхозу в выращивании овощей, уборке урожая, уходу за телятами.
В начальных классах преподавала местная молодая учительница Клавдия Степановна Киселева. Красивая, молодая девушка мне очень понравилась. Она ответила взаимностью. Вскоре мы стали мужем и женой, и на протяжении многих лет шли по жизни вместе. Большую часть домашних забот и хлопот она брала на себя, создавая уют и радость в семье. И в то же время не бросала работу в школе. Ее ученики всегда были лучшими в чтении и письме. Очень любили ее, вместе с ней участвовали в художественной самодеятельности, проведении утренников, концертов, работали на пришкольном участке.
Вместе с женой мы вырастили и воспитали двух дочерей, дали им образование. Обе пошли по стопам родителей, получили педагогические профессии и трудовую деятельность начали в школах Вагайского района, но позднее в связи с замужеством уехали в областной центр.
Выйдя на пенсию, и мы по настоянию дочерей переехали в Тюмень. Здоровье не позволяло вести хозяйство и содержать свой дом в селе. А несколько лет назад супруги не стало. Живу вместе с семьей дочери Ангелины. Но своим сердцем и мыслями я всегда в своей родной бывшей Касьяновской школе.
И.Ф. Климов, инвалид Великой Отечественной войны, отличник народного образования, ветеран педагогического труда