Медиакарта
0:42 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

С ручкой и блокнотом

С ручкой и блокнотом
11:39 | 18 августа 2011

Здравствуйте, дорогая редакция.

Хочу сразу оговориться, что мой муж, Анатолий Степанович Долгушин, редко называл себя журналистом. Чаще всего он говорил: «Мы – районные газетчики». Но мне кажется, что именно вы, сельские корреспонденты, штатные и нештатные, больше всего верны журналистике. Ибо в ваших, вроде бы непритязательных заметках, - живые люди, живая жизнь, очень близкие всем проблемы.

Я-то видела, знала, как даются сельским газетчикам их нелегкие «строчки».

Пути-дороги заносили дорого моего корреспондента к хлеборобам и животноводам, к рыбакам и строителям, к хлебопекам и пчеловодам. Все это были герои его зарисовок и очерков. И ему удавалось раскрывать их характеры, их надежды и чаяния, на примерах показывать, чем живет человек, каков он как гражданин и труженик, как хозяин и семьянин. И всегда повторял как кредо: «Людей неинтересных в мире нет, их судьбы, как истории планет». Его мотоцикл «Урал» неутомимо колесил по ухабистым дорогам то в один конец района – Касьяново, Экстезерь, Дубровное, то в другой – Птицы или Черное, то в третий – Домнино, Казанское, Тукуз. А кто-то из коллег тем временем плыл речным трамвайчиком в Курью, в Карагай, Абаул или летел самолетом в Ушаковскую сторону, потом добирался на попутках до Шестового. Район большой, в 60-е дороги были еще неважные. Так что редко откуда удавалось вернуться за день. Ночевал в заезжих домах или чаще в правлении колхоза, подложив под голову подшивки газет. А бывало, приходилось коротать ночь прямо в пути, у костра. Но и к этому он относился легко и с юмором.

Да и все они, тогдашние литсотрудники «районки» - Борис Рождественский, Владимир Климов, Яков Чистяков, Валерий Востриков – были легки на подъем. Это был коллектив единомышленников, где, по словам Толи, хотелось работать и творить.

Ну а нам, его семье, хотелось видеть своего папку дома почаще. Хотя бы по воскресеньям. Но его уводили от нас то срочные редакторские задания, то сессии. В 1965 году он стал студентом-заочником Высшей партийной школы при ЦК КПСС, филиал которой находился в Тюмени. Два раза в году уезжал в областной центр на сессии. А еще на всякие семинары. Мы скучали без папы, без его глаз, без его рук, без его неповторимого голоса. Это сейчас по мобильнику можно разговаривать друг с другом в любое время дня и ночи. А тогда – только с переговорного, с почты. Да и слышно было неважно. И когда, наконец, наш папочка возвращался домой, дочка Таня, натосковавшись, не слезала с его колен.

Мы увязывались за ним на охоту и на рыбалку. Помнится один случай. Утром встали – туманище. Не видать ничего, затянуло, как палом, всю округу и озеро. Плыть к сетям невозможно. Мы сидим у костра. Ждем, когда распогодится. Лодка трется о берег. Наконец туман начинает рассеиваться. Можно двигаться к цели. Мы все трое садимся в лодку, пробираемся через камыши в узкий прогал и выплываем на чистую и спокойную гладь озера, где поставлены сети. Толя встает в лодке во весь рост, берет в руки бот. Первый гулкий хлопок о воду. Загоняется рыба в сети. Начинается лов.

Мне частенько снится во сне, что мы вместе где-то на озере. И куда-то надо нам плыть. Но уходит к лодке лишь Толя.

Вагайский период в нашей жизни был самым хлопотным, малоденежным, но и самым счастливым.

После окончания партийной школы Толю перевели редактором сладковской районной газеты. Местность эта лесостепная, с озерами и березовыми колками. Также была у него возможность и охотиться, и рыбачить. Но родным все это не стало.

Потом была Тюмень. Работа совершенно в другой отрасли. Уход на пенсию. И внезапная, ничем не объяснимая неизлечимая болезнь, которую Толя принял с удивительным смирением и мужеством. Наказал в случае чего увезти его на родину. Этот наказ мы исполнили. Лежит он на вагайском кладбище, в одной оградке со своей матерью. Чуть поодаль - его первый, добрый наставник Александр Петрович Сергеев и другая родня.

В Вагае у него было много друзей и знакомых. Есть кому его попроведывать, поклониться его могилке. Спасибо и нынешнему составу редакции, что вы помните старых своих сотрудников, в том числе и нашего дорогого отца, мужа и брата Анатолия Степановича.

А мы, когда бываем в Вагае, всегда спрашиваем у родственников районку и смотрим, кто теперь ее авторы и что пишется там о районе, о людях. Мы желаем «Сельскому труженику» жить и быть нужным своим читателям.

Тамара ДОЛГУШИНА

Теги: юбилей