Медиакарта
23:27 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Уроки войны

Уроки              войны
20:07 | 12 апреля 2010
Источник: Призыв

В музее первой Юргинской школы много уникальных реликвий. Есть среди них просто бесценный экспонат: подаренная её старшеклассником предвоенных лет Н.М. Голощаповым книга в зелёном переплёте «Над речкой Юргой». Не книга даже, а самиздат, рабочий вариант, аккуратно отпечатанный на простой пишущей машинке. Возможно, её тираж исчисляется этим единственным экземпляром. Реликвия. Здесь вклеены обычные чёрно-белые фотографии: школьники сороковых годов классом и по отдельности. Живые, энергичные, порывистые. А вот последние страницы самиздата: снимки памятников, братских могил, солдатских захоронений. Там покоятся выпускники Юргинской школы, шагнувшие из-за парты в солдатский строй. Листая страницы живейших воспоминаний, невольно думаешь: возможно ли, чтобы память была столь долгой и пронзительной? Наверное, возможно, если война стала не просто событиями, а личным жизненным опытом, судьбой мальчишек-однокашников.

С первых страниц автор задаёт такую тональность: чистую, высокую, искреннюю! Свободное владение материалом, глубина человеческих знаний, большая внутренняя культура, точность в фактах, датах и именах. Подспудно – чувство долга памяти: должен, обязан рассказать о своих сверстниках, не вернувшихся с войны. Кто, если не он, кому посчастливилось остаться в живых.

Книга «Над речкой Юргой», преподнесённая в дар школе, – подарок глубоко символичный. Призыв нынешнему поколению знать и помнить ушедших на войну и ощущать себя частицей исторически значимого, по-настоящему гражданского.

В первые месяцы после начала войны в стране была проведена мобилизация ближайших старших возрастов, то есть тех, кто недавно служил в Красной армии и был в какой-то степени подготовлен в военном отношении. Добровольцы из наших сверстников осаждали военкомат. Дошёл черёд и до них. К концу 1941-го – в начале 1942-го года по одному, по два-три, группами – всех ребят призвали в армию. Кого отправили на ускоренные курсы в военные школы и училища, кого – в учебные полки. Наступила чёрная, тяжкая пора потерь. По всей войне остались, как маяки, мальчишек наших имена.

5 января 1942 года. Погиб Лёня Коровин. Под Москвой. Наверное, первый из наших сверстников. Простой парень, непоседливый, балагур. Иногда не очень организованный – то, скажем, в учёбе всё хорошо, то появляются какие-нибудь заминки, где-то не хватало терпения. Значит, нуждался в такие периоды в помощи добрым дружеским словом, чтобы побыл с ним вместе друг-товарищ просто так, поговорил о чём угодно, помечтал, а то фотокарточки взялся вместе печатать. И опять парень в колее. Были у Лёни свои «Турист» и «Фотокор». Делал он иногда снимки ребят в школе, ну и, конечно, свои семейные. А вот карточки выходили не всегда скоро – то некогда, то настроения нет, а чаще из-за того, что фотобумагу и реактивы не так просто было раздобыть. В делах школьных активист, а самое главное – гармонист. У него, почти единственного в школе, была гармошка, а потом и баян, поэтому в самодеятельности Лёня был важной фигурой, постоянным аккомпаниатором.

Март 1942 года. Пропал без вести Гоша Калинин. Наш общий школьный любимец, добрый парень, надёжный друг. В любом школьном деле, везде был Гоша либо организатором, либо активным участником. Был он и секретарём школьной комсомольской организации в последний год своей учёбы, принял у меня комсомольские дела, когда предстояло уезжать в Свердловск.

20 августа 1942 года. Пропал без вести Федя Денисов, рядовой стрелок 804-го стрелкового полка 229-й стрелковой дивизии. (Из сообщения ЦАМО). Как рассказывали, случилось это будто бы под Сталинградом. По Фединым письмам родные предполагали, что он воюет там. Подвиг Фёдора Макаровича Денисова и его товарищей, навсегда оставшихся в Сталинградских степях, в том, что они ценою своей жизни хоть на сутки, на несколько часов смогли задержать, замедлить продвижение врага. Это их вклад в Сталинградскую победу, пришедшую почти через полгода. Был Федя человеком спокойным, добродушным. Никогда он не доходил до такой степени возбуждения, чтобы повысил голос, размахивал руками. На шутки ребят не обижался. А если уж разволнуется Федя, что бывало с ним, то совсем замолчит, да взгляд потемнеет.

26 сентября 1942 года. Погиб Гоша Иванов. В сообщении ЦАМО сказано, что «младший сержант Иванов Георгий Васильевич, заместитель командира отделения из 258-й стрелковой дивизии, погиб 26 сентября 1942 года, похоронен: балка Топкая, Сталинградская область». Вероятно, эта дивизия участвовала в Сталинградской битве в составе армий по другую сторону коридора от Сталинграда.

Внешность Гоши и его характер являли собой в общем-то, наверное, редкое несоответствие. Открытое лицо, смелый, даже задорный взгляд. Можно было подумать, не зная его, что это задиристый парнишка, ярый спорщик. А оказалось наоборот – очень скромный, до застенчивости.

22 февраля 1943 года. Погиб Вася Шашков. Задорный, разбитной, жизнерадостный был парень, школьный активист. В январе 1942 года из десятого класса Васю и ещё кое-кого из ребят призвали в армию. Направили его в Барнаульское миномётное училище. Заместитель командира роты 73-го стрелкового полка, 33-й стрелковой дивизии лейтенант Шашков Василий Петрович погиб 22 февраля 1943 года. Похоронен в деревне Залесье Холмского района Калининской области. Теперь этот район входит в Новгородскую область. Не вернулся с войны и его друг, товарищ и однокашник по училищу Серёжа Сергеев. 1 сентября 1943 года. Погиб Миша Николаев. Командир миномётного взвода 916-го стрелкового полка 247-й стрелковой дивизии лейтенант Николаев Михаил Яковлевич. Было время трудных, но успешных наступательных боёв нашей армии после кровопролитной Курской битвы.

Вспомним Мишу. Небольшого роста, русоволос, с короткой причёской назад, нос чуть горбинкой. Нетороплив в движениях и суждениях…

Ночь с 9 на 10 марта 1944 года. Погиб Лёня Троилов. После училища стал кадровым командиром Красной армии – штурманом дальней бомбардировочной авиации. На войне был с первого дня. В первые, наверное, года два – на южном направлении. Дальние боевые рейды в глубокий тыл противника совершали они чаще всего ночью. В марте 1942-го была создана специально выделенная авиация дальнего действия, оснащённая тяжёлыми и довольно скоростными бомбардировщиками ПЕ-8. На них-то наши авиаторы до конца войны и совершали налёты на Берлин и другие объекты глубокого тыла фашистов. Гвардии капитан Троилов Леонид Алексеевич, штурман, не вернулся с боевого задания 09.03.1944 года.

30 марта 1944 года. Пропал без вести Платон Конкевич. Под Бродами. Западная Украина. Вот куда дошагали наши воины, отвоёвывая у врага свою родную землю.

Платон – мальчишка был деловой, основательный, ко всякому поручению относился серьёзно, дотошно, занимался им так, будто это его главное дело. 15 октября 1944 года. Погиб Коля Титов, старший брат Саши Титова. Эта потеря случилась в Латвии, куда пришёл сибиряк сержант Николай Алексеевич Титов, как освободитель.

Широкое лицо, совсем светлые, коротко стриженные волосы. Крестьянского склада характер…

Где-то вторая половина войны, а вообще точно не известно. Погиб Паша Виноградов. Про военную судьбу нашего Паши пока никаких документальных сведений заполучить не удалось. Из письма отцу стало известно, как закончилась Пашина фронтовая судьба. Оказался Паша у партизан, воевал вместе с ними, будто бы уже где-то за пределами наших границ. И случилось такое, на войне, к сожалению, бывало, что попался он с товарищами боевыми в руки к фашистам. Замучили их, а Пашу повесили. Вот, оказывается, какую смерть уготовила война одному из наших ребят. У Паши во внешнем облике и поведении определённо выступали интеллигентность и благородство. Мой рассказ о сверстниках, об одноклассниках – первых выпускниках Юргинской средней школы – нельзя считать законченным, потому как не обо всех их, хотя бы кратко, сказано, не про всех удалось узнать. Где Василий Андреевич Родионов, как сложилась его судьба, трудовой и жизненный путь? А девочек – Фану Полошкину, Лизу Малькову, Катю Старикову, может быть, надо искать и по другим фамилиям. Будем надеяться, что кто-нибудь найдёт что сказать о них или они сами появятся в Юрге, в своей родной школе.

Подготовила по воспоминаниям Н.М. Голощапова «Над речкой Юргой» Т. УСОЛЬЦЕВА

На снимке: выпускники ЮСОШ № 1 1941 года