В довоенное время все деревни Сычевского сельсовета были многолюдными. Народ трудился на колхозной работе, а колхозы, считай, были в каждой деревне, кормили себя и страну. А когда началась война, все тот же народ отправил на фронт своих мужчин защищать Отчизну.
Рядом с Сычевой в то время была деревня Башуева. Относилась она к колхозу «Красный пахарь». На моей памяти проживала в этой деревне семья колхозников Антона Григорьевича и Марии Семеновны Корытовых. Как и большинство деревенского люда, жили они бедновато, хотя и трудились не покладая рук. Но, как и все, надеялись, что со временем колхоз их поднимется, и жизнь станет полегче.
Все эти планы в одночасье нарушила война. Мужчин забрали на фронт, остались одни женщины с детьми да старики и старушки. А у Марии Семеновны остался трехмесячный сын Юра, родившийся как раз накануне войны. Тогда скидок на детей не было. Матери трудились вместе со всеми от зари и до зари.
Антона Григорьевича призвали в армию в самом начале войны, уже 30 июня по повестке его вместе с другими односельчанами увезли на конной подводе в военкомат. А там началась долгая военная дорога, по которой не всем было суждено пройти до конца.
Антону Григорьевичу повезло. Только в самом конце войны получил ранение и, излечившись в госпитале, вернулся живым домой в начале 1946 года. И вот надо же такому случиться, что сегодня некому хоть что-то вспомнить о его фронтовой жизни, не осталось у его сына Юрия Антоновича, проживающего в Черном, ни фронтовых писем отца, ни наград. А награды были, я это точно знаю.
Почему же так случилось, и как оказался забытым солдат, прошедший всю войну? Думаю, главная причина в том, что в первые годы после войны, когда ветеранов-победителей в каждом селении было достаточно много, особого внимания им не уделялось. Что и говорить, коли первый юбилей Победы по-настоящему отметили через 20 лет после 9 мая 1945 года. А к тому времени Антона Григорьевича уже не было.
Жестокую и мучительную смерть уготовила судьба бывшему солдату. Я хорошо помню, как он пришел из госпиталя домой. Крепкий, видный мужчина в военной форме, а на гимнастерке сверкали награды.
Вернулся и снова на колхозную работу. Я в то время был молодым трактористом в Черноковской МТС, работал на пахоте в Башуевском колхозе, а он у меня был прицепщиком на плуге. Правда, недолго. Он очень хотел выучиться на тракториста. Я ему даже дал книгу по тракторам изучать. Но так и не пришлось Антону Григорьевичу исполнить свою мечту.
Где-то в середине пятидесятых по инициативе Н.С. Хрущева началась в Советском Союзе целинная эпопея. Надо сказать, что целину тогда разрабатывали не только в Казахстане. Повсеместно доводились планы подъема целинных и залежных земель, и за их исполнение был строгий спрос.
В начале марта 1956 года поехала от нас бригада осваивать целину в Кусеряк Аромашевского района. Ехали с запасом продуктов, солярки и запчастей на двух гусеничных тракторах с санями друг за другом, и где-то около д. Новинькие Аромашевского района первый трактор остановился, а второй тракторист это не сразу заметил. И его трактор заехал на сани, где сзади сидел Антон Григорьевич. Еле живого его увезли в Тюмень, в больницу, где он вскоре отмучился. Там его и похоронили на одном из кладбищ.
Была в семье одна фронтовая фотография Антона Григорьевича, но ее установили на памятник. Так что теперь нет у сына Юрия Антоновича ни одного снимка отца.
Что касается целины, отряд туда все же уехал. Под руководством А.Ф. Шуклина, бывшего фронтовика, сколько-то земли распахали и засеяли. Сколько потом намолотили там зерна, я не знаю. Знаю только, что больше там не сеяли.
Хорошо помню, что на стене Сычевского клуба висели фотографии всех фронтовиков сельсовета, вернувшихся с фронта. А вот фотографии Антона Григорьевича там не было. Да и сын его, Юрий, когда вернулся отец, был слишком мал, чтобы расспросить его о воинских делах. А родившимся уже после войны сыновьям Андрею и Василию это и вовсе было не интересно. Впрочем, теперь и их уже не стало, как и матери.
Так и получилось, что оказался забытым солдат Антон Григорьевич Корытов, хотя мы все любим повторять избитый лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто».
Сегодня из их рода остался один Юрий Антонович. Вырос он в Башуевой, а сейчас живет с женой в Черном. В 1957 он окончил курсы трактористов и всю жизнь трудился в колхозе и совхозе на технике. Мне пришлось поработать с ним в одном отделении совхоза «Черноковский», где я был бригадиром тракторной бригады. Вот уже 45 лет живут душа в душу со своей супругой Галиной Дмитриевной, которую он высватал в бывшей д. Гришиной в 1966 году.
Народили и вырастили четырех дочерей и сына. Все уже давно взрослые, обзавелись своими семьями, подарили родителям десять внуков. И дети, и внуки Юрия Антоновича и Галину Дмитриевну не забывают, навещают, а при необходимости и помогают. В доме у Корытовых порядок, и участок обихожен. В хозяйстве содержат только кур, яйца всегда свои и свежие. Все на столе свое. Живут-не тужат, за свою жизнь имели немало поощрений, оба – ветераны труда.
Я хочу пожелать моим землякам доброго здоровья и долгой жизни на радость детям и внукам. Пусть хотя бы они помнят своего боевого деда Антона Григорьевича Корытова, прошагавшего дорогами войны четыре года.
Степан СУХОНОГОВ
с. Вагай