Новые модульные домики, в которых в большинстве своем располагаются нынешние фельдшерско-акушерские пункты, смотрятся очень даже красиво и привлекательно. И не только снаружи, но, что важно, и изнутри. Однако о любом медицинском учреждении, от большого до малого, судят все-таки не столько по его облику, сколько по тому, как там лечат.
Сегодня речь о Бегишевском ФАПе.
Когда-то здесь было три медработника, потом два. Ныне – один. Обязанности фельдшера, акушерки и патронажной сестры исполняет Людмила Анатольевна Первухина, заведующая ФАПом.
Кроме того, с очередной волной оптимизации в модульных ФАПах исчезла и такая, казалось бы, незыблемая единица – санитарка. Видимо, ретивые реформаторы посчитали, поскольку отопление в модуле электрическое, с дровами возиться не нужно, то все другие хозяйственные дела может выполнить и сама заведующая. Вот и приходится врачующему специалисту заниматься еще и тем, что орудовать шваброй, губками да метлой, лопатой, литовкой. Наводить чистоту, порядок как в самом помещении, так и на его территории. Зимой убирать горы снега (все мы знаем, сколько его выпадает за эти месяцы), по весне и осенней хляби очищать тротуары, летом периодически выкашивать зарастающую травой ограду. А еще скрести уличный туалет, который в модульном варианте почему-то не предусмотрен.
Как и, кстати, водоснабжение. За водой надо идти на колонку.
Но какие бы дела ни отвлекали фельдшера, прием на ФАПе начинается в соответствии с расписанием: в 8 часов утра. И продолжается до 12. Затем – обеденный перерыв. А с 1 до 4 – патронаж, подворный обход тяжелых больных. И работа с бумагами – это тоже требует времени.
Раз в месяц – отчетность, поездка в район, на день фельдшера.
Обслуживает Л.А. Первухина одно Бегишево, где проживает 200 с небольшим человек. Но хлопот ей хватает. Что подтверждают и сами пациенты, с которыми нам довелось поговорить в утренней очереди к фельдшеру. А было это 11 августа, в четверг, когда наша редакционная бригада работала в Бегишевском поселении.
Как оказалось, в тот день проходил плановый осмотр на глаукому. И в уютном ФАПовском коридоре перебывало только на наших глазах более десятка пациентов. Вот отзывы некоторых из них.
Петушкова Любовь Александровна, домохозяйка:
- Я могу сказать о нашем фельдшере только хорошее. Человек она очень ответственный, обязательный, профессионал. Мы ей доверяем не менее, чем опытному врачу.
Доронина Анна Семеновна, пенсионерка:
- Что верно, то верно. Она для нас и терапевт, и невропатолог, и педиатр. Поездишь-поездишь по больницам да опять и к Людмиле Анатольевне: то проставь витамины, то назначенный курс антибиотиков, то прокапай «коктейль», чтобы вывести шлаки из организма.
Сергей Прокопьевич Погодаев, новосел из Анапы:
- Я на всяких медиков нагляделся. И в самой Анапе, где жил до недавнего времени, и в краевой больнице, в Краснодаре, где пришлось лечиться после тяжелой аварии.
Сюда же, в сибирскую глубинку, мне подсказал переехать один мой анапский знакомый, когда мне врачи посоветовали сменить климат. У него здесь, в Бегишево, проживала мать с отчимом, уроженцем этих мест. Те вернулись к Черному морю, а мы с дочкой подались сюда, купили у них квартиру. Правда, была проблема с пропиской, пока жилье оформляли, но нас на время прописала к себе председатель ветеранской организации Нина Алексеевна Слепцова.
- И не каетесь с переездом?
- Нисколько. Здесь народ простодушный. А ведь там, где курорты, там народец ой-ой. Да и все-то построено лишь на извлечении денежной выгоды. В том числе медицина.
Шахматова Галина Викторовна, бывший специалист сельской администрации:
- Я как бабушка многих внуков тесно связана с медициной. Ведь пока человечек вырастет, сколько всяких хвороб одолеть ему предстоит, получить ушибов и шишек, порой вовсе небезобидных.
Вот недавно был случай. Гостил из Тобольска внук. Катался на велосипеде, упал и вывихнул в плече правую руку. Мы, конечно, сразу в медпункт. Людмила Анатольевна поставила обезболивающий укол, наложила лангету и срочным порядком на «скорой», приданной ФАПу, отправила ребенка в Тобольск, в травматологию, где ему этот вывих вправили. А уж с теми, что здесь, в Бегишево, семерыми внучатами, обращались в медпункт без счету. И сама я там – завсегдатай.
Вообще, я вам скажу, деревенская медицина, она вся, по сути, на фельдшере-то и держится.
Слепцова Нина Алексеевна, председатель ветеранской «первички»:
- Надо отметить, что нашему селу везет на медиков. Взять хоть ту же Татьяну Михайловну Романову, которая ныне на пенсии, сколько доброго она сделала. Сколько жизней спасла. И до сих пор к ней люди идут. Когда, допустим, Людмила Анатольевна где-то в отъезде или в отпуске.
Или Нина Анатольевна Косинцева, которой пришлось перейти на другую работу, совершенно не связанную с медициной. Садика же в селе нет. Вышла она из отпуска по уходу за ребенком, понанимала сколько-то няньку, но ведь это не выход. Сельский фельдшер – это ведь что? День и ночь, как на вахте. А у нее и муж - «вахтовик», месяцами на Севере.
Не просто приходится и Людмиле Анатольевне. Боимся, как бы и она не ушла со своего фельдшерского поста, ведь у нее скоро «выслуга».
Вот, казалось бы, чистый воздух и нескудно питание – натуральное молоко, свое мясо, овощи и лесные дары. А посмотришь, сколько больных даже в нашей сельской глубинке. Возле всех больничных кабинетов – нескончаемые очереди. Отчего же все это?
Такой вопрос задаю я и фельдшеру, когда мы, наконец, остаемся одни в приемной.
- Стрессы – вот в чем причина главная, - отвечает она. - Не даром же мудрые китайцы говорят: не дай вам Бог жить в эпоху перемен. Обществу нужна стабильность, человеку – спокойствие, чтоб в надежде растить детей, иметь возможность дать им образование.
А у нас что в реальности? То реформы, то кризисы… Повсеместная безработица…
Люди не могут быть уверенными даже в завтрашнем дне.
За село большая тревога…
Действительно, в разговоре с газетчиками пациенты медпункта говорили не только о медицине, но о многом другом. Что их Бегишево, бывшая центральная усадьба совхоза им. Первухина, до сих пор без детского садика и без дома культуры. Что убрали филиал сберкассы. А теперь, ходят слухи, то же грозит и отделению связи. Что остались без участкового. И теперь лафа хулиганам.
Следствие этой нестабильности – повальное пьянство, добавляющее болезней и всевозможных травм.
- Был весной такой случай, - рассказывает Людмила Анатольевна, – подняли меня среди ночи, на вызов в соседний поселок Инжуру. Человеку, мол, очень плохо. А свой медик лежит пластом. Грипп как раз был в разгаре.
Я поехала. И какую картину вижу? Пациент по пьянке упал, судя по всему, повредил ребра, потому что кричал от боли, не давал до себя дотронуться. Поставила ему обезболизающий укол, наложила тугую повязку и отправила в Тобольск, в травматологию, где диагноз и подтвердился: было сломано три ребра.
И подобных ЧП можно привести немало. Кое-кто допивал и до белой горячки.
Впрочем, приводились и другие примеры, обнадеживающие. То, что на данном фельдшерско-акушерском участке за последние годы сумели справиться с такой опасной инфекцией, как первичный туберкулез. Смертность по нему, кстати, во всем мире чуть ли не на первом месте.
А удалось этого достичь бегишевским медикам благодаря своевременным осмотрам и, конечно, лечению.
Отступил и гепатит «А», который называют болезнью грязных рук.
Поскольку основная задача ФАПов – профилактика заболеваний, здесь все нацелено на то, чтобы вовремя провести каждую плановую вакцинацию и такие же плановые анализы. Висит в коридоре на стене «наглядность» - памятки из серии «Как уберечь свое здоровье», которое – это известно всем – ни за какие деньги не купишь.
О чем и напоминает неустанно своим пациентам Людмила Анатольевна Первухина, ведь она-то как медик знает, что здоровье – в наших руках, но мы часто очень беспечны.
Любовь БАКАНИНА
Фото Зиннура Чанбаева