Медиакарта
13:48 | 6 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Призвание быть учителем

Призвание быть учителем
16:31 | 18 января 2010

Начало трудовой биографии героини моего повествования Шевелёвой Нины Алексеевны, ныне учителя русского языка и литературы Вагайской средней школы, довольно сумбурное. После окончания Червишевской средней школы Тюменского района она пошла работать на прядильно-сетевязальную фабрику г. Тюмени. Через год поступила в Тобольское медучилище, после окончания которого в 1977 году по приказу облздравотдела была направлена в Исетский район, заведующей медпунктом. Проработав там считанные месяцы, работу по полученной специальности продолжила в Тобольске (около полутора лет), затем в Вагайской ЦРБ в должности фельдшера методкабинета. Однако медицина не прельстила её.

В 1980 году Нина Алексеевна поступает заочно на филологический факультет Тобольского педагогического института. Успешно окончив его и получив специальность учителя русского языка и литературы, трудовую деятельность продолжила в иной сфере, в образовании, в должности инспектора по охране прав детей, окончательно порвав с профессией медицинского работника.

Талантливого, трудолюбивого, исполнительного работника заприметил райком партии. А он, как известно, формированию кадров партийных работников уделял самое пристальное внимание.

Судьба Нины Алексеевны делает крутой поворот, и в 1987 году её принимают на работу инструктором отдела пропаганды и агитации Вагайского РК КПСС. Лучшей доли для себя иной бы и не пожелал. Те, кому судьбой было предначертано оказаться в этой обойме, из неё уже не выпадали. Даже после краха компартии для всех, кто был в этой системе, нашлась престижная работа.

Несмотря на привлекательность, значимость вновь обретённой должности, перспектива быть номенклатурной единицей также не привлекла её внимания. И вновь поворот – в 1990 году она назначается на должность заведующей методическим кабинетом отдела образования райисполкома. Как бы то ни было, работа в отделе административная, а ей была нужна иная – педагогическая.

Наконец в 1991 году появилась возможность устроиться на работу, ставшую её призванием, делом всей её жизни, - учителем русского языка и литературы. Тот период её работы образно охарактеризовала руководитель районного методического объединения учителей русского языка и литературы Р.А. Шлёнкина, предпослав своему отзыву слова Л.Н. Толстого: «Хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце». «Этими качествами, - считает Регина Агатовна, - в полной мере обладает Нина Алексеевна – человек неординарный, носитель различных идей, носитель энергии. Она – натура поэтическая. Меня всегда покоряла и покоряет её способность видеть прекрасное, казалось бы, в обыденных вещах, и, увидев, восхищаться – искренне, по-человечески».

Образование, как известно, даёт направление, а талантливое – это от сердца. Нина Алексеевна обладает педагогическим талантом. В сохранившихся в личном деле аттестационных характеристиках тех лет её педагогические способности по всем параметрам были оценены высшим баллом.

Вполне логично, что в 1999 году её назначают заместителем директора по учебной работе.

В 2000 году правительство одобрило концепцию развития российского образования до 2010 года. В русле этого документа Вагайская средняя школа защищает в отделе образовния ряд проектов опытно-экспериментальной работы. В это непростое время и пришла Нина Алексеевна к руководству учебным процессом.

Вскоре она становится известным в педагогических кругах человеком. Являясь опорной, Вагайская школа все годы работала в непосредственном контакте с отделом (ныне – управление) образования. О тех годах совместной деятельности вспоминает Г.Г. Бугакова, два десятка лет проработавшая заведующей методкабинетом отдела: «С Ниной Алексеевной мы начали сотрудничать с тех пор, когда она была приняла на работу заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В ней меня подкупала широкая эрудиция, профессиональная компетентность, целеустремлённость и преданность делу, умение видеть перспективу, вносить в работу новое, передовое, создавать творческий настрой.

Многие годы школа являлась творческой лабораторией для педагогов района. Постоянно проводились семинары, индивидуальные консультации для руководителей и педагогов района. Главным консультантом в подготовке этих мероприятий была Н.А. Шевелёва. Считаю, что Нина Алексеевна – учитель от Бога, мастер, педагог, воспитывающий детей на законах красоты, добра и истины».

Совместно решая все вопросы учебно-воспитательного процесса, мы тесно сотрудничали семь лет – до 2006 года. Работать с ней было интересно, легко и одновременно непросто. Педагогика – дама капризная, со многими неизвестными, единственно верного ответа, как правило, нет. Однако мы считали, что мысль, перестав быть спорной, перестаёт быть интересной, поэтому спорили, порой достаточно жёстко. Трезво оценивая возможности школы, ситуацию, мы искали и находили оптимальные пути решения возникающих проблем.

А одной из главных наших задач как руководителей считали поддержание в школе доброжелательной, творческой атмосферы, зародившейся ещё со времён совместной работы с бывшими замами по учебно-воспитательной работе Г.М. Калибабовой и Н.А. Банниковым.

Ничто человеческое ей не чуждо, но до частных обид не опускается. Улыбчиво-ироничная, она как руководитель умела найти подходящие к ситуации слова и выражения, чтобы ободрить коллегу. Ей свойственно главное, чем должен обладать руководитель: чувство нового, хорошие организаторские способности, принципиальность, яркий темперамент, внимательное отношение к людям.

Хорошей школой для учителей были общешкольные мероприятия, подготовка и проведение которых большей частью входят в функционал заместителя. Тщательная подготовка к заседаниям педсоветов, которым предшествовали открытые уроки по их темам, предметных секций, методического совета с последующим детальным анализом как уроков, так и качества проведённого мероприятия. На этом все учились.

Уровень квалификации, профессионализма и право учить коллег она доказала своим участием в районном конкурсе «Лучший руководитель года», который в 2002 году с блеском выиграла.

С 2006 года Нина Алексеевна оставила должность заместителя по учебной деятельности и перешла на преподавательскую работу.

Нынешний завуч Н.В. Карелина говорит: «Нина Алексеевна как и прежде стремится соответствовать современным тенденциям педагогической науки. Как всегда деловита, разумно требовательна. Она может гордиться тем, что среди её выпускников есть медалисты, победители олимпиад, тем, что её ученики принимают активное участие в научно-практических конференциях юных исследователей, а ещё больше тем, что среди студентов вузов есть будущие языковеды, бывшие её ученики».

Идут годы, а потому, естественно, меняются вкусы, мода. А ей удаётся, с одной стороны, идти в ногу со временем, быть эрудированной, с другой - сохранить в себе те качества, которые отличают её: она обладает даром притягивать к себе людей, а потому с ней интересно.

Остаётся добавить, что вместе с мужем они воспитали двух замечательных дочерей – Лиду и Надю. Обе, получив высшее образование, в настоящее время работают в областном центре.

Ишмухамет ГАЙСИН