Владимир Верхоланцев трудится учителем истории и обществознания
Успенской средней школы с начала двухтысячных. Он завоевал авторитет как
у учеников, так и у коллег, в первую очередь, благодаря своей
целеустремлённости, трудолюбию и творческо-новаторскому подходу к
преподаванию.
Поскольку одним из увлечений молодого педагога является компьютер
(наряду с походами в лес за грибами-ягодами и выступлениями в
театральной студии), Владимир Николаевич одним из первых в школе стал
использовать на уроках информационные технологии и ресурсы сети
Интернет. В 2005 году, на волне всеобщей компьютеризации, как признался
Верхоланцев, его опыт был оценён: он стал победителем районного конкурса
"Учитель года" и финалистом областного.
В 2007 году Владимир Николаевич вновь стал финалистом конкурса "Учитель
года". Затем он выступил перед аудиторией слушателей курсов ТОГИРРО с
докладом об использовании информационных технологий и Интернета в работе
учителя истории. В этом же году он был отмечен почётной грамотой
конкурса лучших учителей России в рамках реализации национального
проекта "Образование".
Историю и обществознание Владимир Верхоланцев ведёт и в среднем, и в
старшем звене, а недавно стал вести и информатику с 8 класса (с 1 класса
ведёт кружок "Основы компьютерной грамотности").
Сегодня в СМИ всё чаще стали разгораться споры относительно тех или иных
исторических событий и их толкования в учебниках. У Владимира
Верхоланцева как у преподавателя истории есть своя точка зрения
относительно спорных моментов. Мы беседуем о значении истории как
учебной дисциплины, о методах её преподавания и немного о политике.
- Владимир Николаевич, на ваш взгляд, какое место по-значимости среди
других учебных дисциплин занимает история и насколько важно значение
истории в жизни современного человека?
- История важна тем, что формирует у школьников такие качества, как
патриотизм, умение рассуждать, выражать свою мысль.
История всегда стояла на службе у государства. Она формирует отношение
подрастающего поколения к власти. Обществознание, - это, на мой взгляд,
квинтэссенция наук - в ней и философия, и история, и политология, и
право, и социология. Эта дисциплина учит логическому мышлению.
В последнее время на уроках я стал поднимать вопросы толерантности,
поскольку среди учащихся наблюдается нетерпимость к некоторым
национальным группам. Так, на уроках истории мы выяснили, что русских
как нации не существует. Есть россияне. А вообще, наций нет, есть
"хороший человек" и "плохой человек".
Знание истории важно ещё и потому, что современный человек должен уметь
оценивать перспективы исторического процесса и понимать своё место в
нём.
- Когда я училась в школе, учитель на уроках истории монотонно
пересказывал содержание учебника, не делая никаких акцентов, не пытаясь
нас чем-то заинтересовать. А какие у вас методы преподавания?
- Когда я пришёл работать в школу, то сразу отказался от описанной вами
методики. Вообще, пересказ учебного материала должен занимать не более
10-15% времени урока. Остальное время ученик должен заниматься поиском,
анализом материала, развитием критического мышления. Я использую
Интернет-ресурсы, компьютер. Это помогает сформировать у ребёнка навык
поиска нужной информации, её сортировки. Электронные экскурсии делают
доступным мировое историко-культурное достояние.
В этом году хочу испробовать бинарный урок. К примеру, урок на тему
"История культуры России XIX века" проводят учитель истории и учитель
литературы. Учитель истории повествует об исторических событиях, а
учитель литературы рассказывает о культуре, литературе, философских
течениях того времени.
Мы уже попробовали провести бинарный урок английского языка и
информатики в прошлом году. Все остались довольны.
В этом учебном году мы будем работать в направлении составления
флеш-роликов и использования флеш - карты, а также on-Line собеседований
с детьми, которые по болезни не могут находиться в школе.
Все эти меры в совокупности помогают сделать изучение истории более
интересным.
- История как наука тесно сопряжена с политикой. А политика - дело
тонкое, неоднозначное. Как вы истолковываете детям те или иные
политические моменты, делаете ли выводы, относительно того или иного
исторического персонажа?
- Нашему, российскому, менталитету вообще всегда нужен кто-то виноватый
и царь-батюшка, к которому можно прийти пожаловаться. И который, в свою
очередь, сделает вид, будто беспокоится о тебе, твоих проблемах. Я детям
пытаюсь немножко приоткрывать глаза на те или иные исторические события
и личностей, приводя реальные факты.
Оценивая то или иное историко-политическое событие прошлого, мы с
ребятами делаем выводы и анализируем событие в отношении к настоящему и
будущему.
- Как вы считаете, может ли 11-12-летний подросток самостоятельно делать
объективные выводы об историческом событии?
- Всё зависит от того, с какими источниками информации он работает.
Важно, конечно, и то, как преподнесён исторический материал на уроке.
Подросток делать выводы вполне может.
- Какими способами развиваете у учеников критическое мышление?
- Технологии критического мышления относятся к разряду универсальных.
Дети с помощью различных исторических оценок продумывают свои версии
последствий. Эти технологии учат относиться критично и к ученику, и к
различным источникам. Например, в учебнике по истории не говорится о
том, что атомную бомбу изобрели американцы. А мы потом только придумали
альтернативу (и в этом, во многом заслуга наших разведчиков).
Словом, технологии критического мышления учит рассуждать логически и
всегда задаваться вопросом - "а кому это выгодно?"
- А как быть с детьми, которые не способны анализировать и задаваться
логичными вопросами?
- Моя тёща Надежда Владимировна Иноземцева - педагог со стажем - много
лет преподавала в специализированной коррекционной школе. Она,
собственно, и научила меня правильно относиться к таким детям. Она
говорила, что нужно относиться к ним терпимо и обучать их только азам
науки - давать базовые знания. Им важно уметь вычленять нужную
информацию и знать важнейшие события в истории человечества. Мастерство
педагога заключается в том, чтобы разглядеть жемчужину в любом ребёнке,
и вырастить из него прекрасный цветок.
- Как вы считаете, с какого класса нужно изучать историю?
- Классическая советская схема идеальна: изучать историю нужно с 5
класса. А в начальной школе мы преподаём детям азы истории, чаще
повествуя о каких-то интересных исторических моментах, организуя, поход
в музеи.
- Почему между содержанием школьных и вузовских учебников по истории
такая большая разница?
- Школьный учебник даётся как базовое учебное пособие, позволяющее
ориентироваться в той массе информации, которая окружает нас.
В вузовских учебниках материал излагается ярко, с чёткой оценкой автора.
Школьный же учебник, напротив, составляется безоценочно, чтоб позволить
учащемуся черпать какую-то информацию дополнительно и самому делать
выводы.
Кроме того, школьный учебник предназначен для самостоятельного
(домашнего) изучения. А помогать учащемуся в изучении истории должны и
родители.
Чтобы сделать методику преподавания истории более интересной, ребятам
нужно больше посещать музеи, ездить на экскурсии. Я считаю, что в музеях
Тюмени и Тобольска должны сделать специализированные "школьные дни", в
которые школьники могли бы бесплатно посещать экспозиции, ведь далеко не
у всех родителей есть для этого средства.
- Как вы считаете, можно ли человека, не интересующегося политикой,
считать полноценной культурной современной личностью?
- Сейчас любому современному человеку нужно интересоваться
экономическими процессами (как глобальными, так и локальными), ведь они
неразрывно связаны с политикой.
Безусловно, человек, считающий себя культурным, должен интересоваться
политикой, чтобы, в конце концов, знать, что происходит в обществе, и,
возможно, каким-то образом повлиять на ход событий на своём уровне, а не
пребывать в неведении. Экономика, общество, культура - всё это тесно
взаимосвязано с политикой. Одно не существует в отдельности от другого.
- Какими методами можно политизировать молодёжь? Может, стоит вернуть в
образовательный процесс забытую всеми политинформацию?
- Я считаю, что политизировать (развивать политическую культуру) нужно
уже в старших классах, но в зависимости от материала, формы урока. Чаще
политических вопросов мы касаемся на уроках обществознания, но основы
рассуждения, полемики, логики политического процесса закладываются на
уроках истории, ведь она всё-таки теснейшим образом связана с политикой.
А вообще, политика, это, как вы сказали, дело тонкое, поэтому здесь
нужен индивидуальный подход к разным контингентам учащихся. Главное,
чтобы сказанное педагогом не истолковали превратно.
- Спасибо за откровенную беседу. Хочется, чтобы благодаря педагогам
нового формата школьники, изучив все уроки прошлого, делали разумные
выводы и о событиях, и о персонажах, осознавая, что Столыпин - это не
только "вешатель", а Сталин - это не только "великий вождь".
Беседу вела Кристина ТРЕТЬЯКОВА.