Медиакарта
6:25 | 14 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Без истории нет политики, а без политики нет культуры

Без истории нет политики, а без политики нет культуры
11:04 | 01 сентября 2011
Источник: Красное знамя

Владимир Верхоланцев трудится учителем истории и обществознания Успенской средней школы с начала двухтысячных. Он завоевал авторитет как у учеников, так и у коллег, в первую очередь, благодаря своей целеустремлённости, трудолюбию и творческо-новаторскому подходу к преподаванию.

Поскольку одним из увлечений молодого педагога является компьютер (наряду с походами в лес за грибами-ягодами и выступлениями в театральной студии), Владимир Николаевич одним из первых в школе стал использовать на уроках информационные технологии и ресурсы сети Интернет. В 2005 году, на волне всеобщей компьютеризации, как признался Верхоланцев, его опыт был оценён: он стал победителем районного конкурса "Учитель года" и финалистом областного.

В 2007 году Владимир Николаевич вновь стал финалистом конкурса "Учитель года". Затем он выступил перед аудиторией слушателей курсов ТОГИРРО с докладом об использовании информационных технологий и Интернета в работе учителя истории. В этом же году он был отмечен почётной грамотой конкурса лучших учителей России в рамках реализации национального проекта "Образование".

Историю и обществознание Владимир Верхоланцев ведёт и в среднем, и в старшем звене, а недавно стал вести и информатику с 8 класса (с 1 класса ведёт кружок "Основы компьютерной грамотности").

Сегодня в СМИ всё чаще стали разгораться споры относительно тех или иных исторических событий и их толкования в учебниках. У Владимира Верхоланцева как у преподавателя истории есть своя точка зрения относительно спорных моментов. Мы беседуем о значении истории как учебной дисциплины, о методах её преподавания и немного о политике.

- Владимир Николаевич, на ваш взгляд, какое место по-значимости среди других учебных дисциплин занимает история и насколько важно значение истории в жизни современного человека?

  • История важна тем, что формирует у школьников такие качества, как патриотизм, умение рассуждать, выражать свою мысль.

История всегда стояла на службе у государства. Она формирует отношение подрастающего поколения к власти. Обществознание, - это, на мой взгляд, квинтэссенция наук - в ней и философия, и история, и политология, и право, и социология. Эта дисциплина учит логическому мышлению.

В последнее время на уроках я стал поднимать вопросы толерантности, поскольку среди учащихся наблюдается нетерпимость к некоторым национальным группам. Так, на уроках истории мы выяснили, что русских как нации не существует. Есть россияне. А вообще, наций нет, есть "хороший человек" и "плохой человек".

Знание истории важно ещё и потому, что современный человек должен уметь оценивать перспективы исторического процесса и понимать своё место в нём.

- Когда я училась в школе, учитель на уроках истории монотонно пересказывал содержание учебника, не делая никаких акцентов, не пытаясь нас чем-то заинтересовать. А какие у вас методы преподавания?

  • Когда я пришёл работать в школу, то сразу отказался от описанной вами методики. Вообще, пересказ учебного материала должен занимать не более 10-15% времени урока. Остальное время ученик должен заниматься поиском, анализом материала, развитием критического мышления. Я использую Интернет-ресурсы, компьютер. Это помогает сформировать у ребёнка навык поиска нужной информации, её сортировки. Электронные экскурсии делают доступным мировое историко-культурное достояние.

В этом году хочу испробовать бинарный урок. К примеру, урок на тему "История культуры России XIX века" проводят учитель истории и учитель литературы. Учитель истории повествует об исторических событиях, а учитель литературы рассказывает о культуре, литературе, философских течениях того времени.

Мы уже попробовали провести бинарный урок английского языка и информатики в прошлом году. Все остались довольны.

В этом учебном году мы будем работать в направлении составления флеш-роликов и использования флеш - карты, а также on-Line собеседований с детьми, которые по болезни не могут находиться в школе.

Все эти меры в совокупности помогают сделать изучение истории более интересным.

- История как наука тесно сопряжена с политикой. А политика - дело тонкое, неоднозначное. Как вы истолковываете детям те или иные политические моменты, делаете ли выводы, относительно того или иного исторического персонажа?

  • Нашему, российскому, менталитету вообще всегда нужен кто-то виноватый и царь-батюшка, к которому можно прийти пожаловаться. И который, в свою очередь, сделает вид, будто беспокоится о тебе, твоих проблемах. Я детям пытаюсь немножко приоткрывать глаза на те или иные исторические события и личностей, приводя реальные факты.

Оценивая то или иное историко-политическое событие прошлого, мы с ребятами делаем выводы и анализируем событие в отношении к настоящему и будущему.

- Как вы считаете, может ли 11-12-летний подросток самостоятельно делать объективные выводы об историческом событии?

  • Всё зависит от того, с какими источниками информации он работает. Важно, конечно, и то, как преподнесён исторический материал на уроке. Подросток делать выводы вполне может.

- Какими способами развиваете у учеников критическое мышление?

  • Технологии критического мышления относятся к разряду универсальных. Дети с помощью различных исторических оценок продумывают свои версии последствий. Эти технологии учат относиться критично и к ученику, и к различным источникам. Например, в учебнике по истории не говорится о том, что атомную бомбу изобрели американцы. А мы потом только придумали альтернативу (и в этом, во многом заслуга наших разведчиков).

Словом, технологии критического мышления учит рассуждать логически и всегда задаваться вопросом - "а кому это выгодно?"

- А как быть с детьми, которые не способны анализировать и задаваться логичными вопросами?

  • Моя тёща Надежда Владимировна Иноземцева - педагог со стажем - много лет преподавала в специализированной коррекционной школе. Она, собственно, и научила меня правильно относиться к таким детям. Она говорила, что нужно относиться к ним терпимо и обучать их только азам науки - давать базовые знания. Им важно уметь вычленять нужную информацию и знать важнейшие события в истории человечества. Мастерство педагога заключается в том, чтобы разглядеть жемчужину в любом ребёнке, и вырастить из него прекрасный цветок.

- Как вы считаете, с какого класса нужно изучать историю?

  • Классическая советская схема идеальна: изучать историю нужно с 5 класса. А в начальной школе мы преподаём детям азы истории, чаще повествуя о каких-то интересных исторических моментах, организуя, поход в музеи.

- Почему между содержанием школьных и вузовских учебников по истории такая большая разница?

  • Школьный учебник даётся как базовое учебное пособие, позволяющее ориентироваться в той массе информации, которая окружает нас.

В вузовских учебниках материал излагается ярко, с чёткой оценкой автора. Школьный же учебник, напротив, составляется безоценочно, чтоб позволить учащемуся черпать какую-то информацию дополнительно и самому делать выводы.

Кроме того, школьный учебник предназначен для самостоятельного (домашнего) изучения. А помогать учащемуся в изучении истории должны и родители.

Чтобы сделать методику преподавания истории более интересной, ребятам нужно больше посещать музеи, ездить на экскурсии. Я считаю, что в музеях Тюмени и Тобольска должны сделать специализированные "школьные дни", в которые школьники могли бы бесплатно посещать экспозиции, ведь далеко не у всех родителей есть для этого средства.

- Как вы считаете, можно ли человека, не интересующегося политикой, считать полноценной культурной современной личностью?

  • Сейчас любому современному человеку нужно интересоваться экономическими процессами (как глобальными, так и локальными), ведь они неразрывно связаны с политикой.

Безусловно, человек, считающий себя культурным, должен интересоваться политикой, чтобы, в конце концов, знать, что происходит в обществе, и, возможно, каким-то образом повлиять на ход событий на своём уровне, а не пребывать в неведении. Экономика, общество, культура - всё это тесно взаимосвязано с политикой. Одно не существует в отдельности от другого.

- Какими методами можно политизировать молодёжь? Может, стоит вернуть в образовательный процесс забытую всеми политинформацию?

  • Я считаю, что политизировать (развивать политическую культуру) нужно уже в старших классах, но в зависимости от материала, формы урока. Чаще политических вопросов мы касаемся на уроках обществознания, но основы рассуждения, полемики, логики политического процесса закладываются на уроках истории, ведь она всё-таки теснейшим образом связана с политикой.

А вообще, политика, это, как вы сказали, дело тонкое, поэтому здесь нужен индивидуальный подход к разным контингентам учащихся. Главное, чтобы сказанное педагогом не истолковали превратно.

- Спасибо за откровенную беседу. Хочется, чтобы благодаря педагогам нового формата школьники, изучив все уроки прошлого, делали разумные выводы и о событиях, и о персонажах, осознавая, что Столыпин - это не только "вешатель", а Сталин - это не только "великий вождь".

Беседу вела Кристина ТРЕТЬЯКОВА.