Накануне нового учебного года, 26 августа, в актовом зале Вагайской средней школы состоялась традиционная конференция учительства района с участием заместителя главы района М.Ф. Язовских, заместителя директора департамента образования и науки Л.Г. Чеботарь, некоторых глав поселений, руководителей заинтересованных ведомств.
Руководители образовательных учреждений, их заместители, педагоги школ и дошкольных учреждений, председатели профсоюзных комитетов, присутствовавшие на большом собрании гости обсудили главную тему, вынесенную на рассмотрение педсовета, - «О законодательном обеспечении системы образования в условиях модернизации».
Направление аналитической работы было определено в докладе и.о. начальника управления образования И.А. Ильиных.
Вагайское учительство в комплексном плане модернизации нашей отрасли вместе с педагогическим сообществом области участвует с 2003 года, потому в системе работы накоплен определенный опыт. Может быть, еще недостаточно отработаны и вошли в практику инновации, вошедшие в законопроект, но определенно можно сказать, что наша территория подготовлена к работе в условиях нового закона об образовании. Об этом доложила Ирина Алексеевна авторитетной аудитории.
Дошкольное образование получит юридический статус
«Новации, закрепленные в законопроекте, обеспечивают, и это очень важно, формирование единого правого поля в сфере дошкольного образования», - сказала докладчик. Предлагаемый вариант закона включает дошкольное образование в единое правовое поле, придав ему статус первого уровня общего образования. Правда, при этом остается открытым вопрос: если дошкольники встроены в общую систему, то почему для них не предусматриваются соответствующие стандарты?
«Благодаря комплексу мер, - сказала Ирина Алексеевна, - нам удалось избежать острой социальной напряженности по обеспечению детскими садами малышей дошкольного возраста. В числе этих мер: функционирование четырех дошкольных образовательных учреждений, четырех структурных подразделений ОУ, двух отделений дошкольного образования, 16 групп дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях. Из них образовательную услугу оказывают все 26 учреждений».
Кстати, при обсуждении аналогичного вопроса на областной педагогической конференции было высказано разумное предложение увеличить срок выплаты пособия по уходу за ребенком с нынешних полутора лет до двух. Если законотворцы прислушаются к мнению тюменского педсообщества, это стало бы, по их мнению, большим подспорьем не только для родителей, но и для управленцев.
Вагайские учителя готовы работать по-новому
Таков основной вывод, сделанный докладчиком в ходе анализа состояния работы общеобразовательных учреждений. В том, что наш регион вышел триумфатором сразу в двух федеральных конкурсах – «Наша новая школа» и по итогам развития муниципальной системы дошкольного образования – есть весьма существенный вклад вагайского учительства.
«Одновременно с реализацией стандарта общего образования мы стремимся выстроить систему поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности», - сказала докладчик. Может быть, в частности, и по этой причине в нынешнем году число выпускников, получивших документ об образовании особого образца, в сравнении с прошлым годом увеличилось. Золотыми медалями награждены 9 школьников Вагайской, Зареченской, Дубровинской и Шишкинской школ. Кроме того, 13 выпускников получили серебряные медали (Вагайская, Юрминская, Тукузская, Зареченская, Первомайская средние школы).
По словам Ирины Алексеевны, выявление одаренных детей в районе начинается на младшей ступени обучения.
За истекший учебный год проведены предметные олимпиады по 14 дисциплинам, в которых приняли участие 410 школьников. Ежегодно проходит научно-практическая конференция «Шаг в будущее», муниципальный этап Всероссийской олимпиады по татарскому языку. Вагайские школьники являются постоянными участниками региональных олимпиад.
Анализируя этот блок в системе работ школ района, Ирина Алексеевна достаточно подробно остановилась на итогах государственной итоговой аттестации (ГИА) девятиклассников и единого государственного экзамена для выпускников, подчеркнув достижения и успехи одних, подвергнув критике других.
Аттестация учащихся за курс основной школы, сказала докладчик, выявила существенные проблемы в их обучении. Так, по русскому языку общая успеваемость по району составила лишь 76,8%, что существенно ниже областного показателя. В семи школах района средняя оценка по этому предмету «неуд». Чуть выше показатель ГИА девятиклассников по математике – 84%.
«Низкий уровень преподавания этих предметов в ряде школ, неэффективность системы контроля со стороны администрации, слабое взаимодействие с родителями явились основными причинами более чем скромных результатов ГИА», - резюмировала докладчик.
Несколько лучше результаты ЕГЭ. В последние три года наметилась тенденция к улучшению показателей качества знаний выпускников как по математике, так и по русскому языку. Однако от областных показателей по тому и другому предметам отставание весьма существенное: средний балл по математике в нашем районе 48,4 против 51,2 по области, по русскому языку соответственно 54,5 и 61,1. «Несмотря на напряженную, системную работу по внедрению инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс, тем не менее мы не смогли пока добиться высокого качества знаний наших школьников», - сделала вывод И.А. Ильиных.
Воспитанию школьников – основное внимание
Надо сказать, что проблемам, связанным с воспитанием детей, в законодательстве отведено незаслуженно мало внимания. Неслучайно на педагогической конференции в г. Тюмени учительство согласилось с предложением депутата облдумы В.Рейна о принятии кодекса социальной ответственности за воспитание подрастающего поколения, в котором должна быть прописана обязанность всех заинтересованных сторон. Педагогическое сообщество единогласно поддержало важное предложение: основную ответственность за ребенка должны нести родители. Родительский долг за социальное и моральное поведение своего чада должен быть закреплен законодательно – с этой инициативой выступили участники областной конференции.
«Основными направлениями развитие воспитательной системы в условиях модернизации являются: активное использование метода социальных проектов, развитие инновационной деятельности в области воспитания, духовно-нравственное просвещение воспитанников, родителей, индивидуальный подход и развитие физической культуры и спорта», - сказала Ирина Алексеевна.
Народная мудрость гласит: если не воспитывать человека, то его лучше не учить. Вреда будет меньше.
Анализу состояния воспитательной работы в докладе отведено самое пристальное внимание – от развития ученического самоуправления до проблем, связанных в организацией работы классов добровольной подготовки к военной службе. Кстати, в них в настоящее время занимаются уже 160 кадетов, а 65 из них довелось прыгать с парашютом. (Когда-то, на заре зарождения этого направления в воспитательной работе, кадетский класс в составе десятка старшеклассников был только при Вагайской средней школе).
В оценке работы школ по воспитанию у своих подопечных нравственно ценных качеств не звучали дифирамбы учительству района в связи с объемом и качеством этой работы, но объективный ее анализ позволяет сделать вывод: в школах района ведется основательная, плодотворная работа по программному сопровождению ребенка, взаимодействие с учениками, их папами и мамами по социально правильному воспитанию строится умело, тактично.
Учитель – центральная фигура в модернизации образования
«Проект нового закона, - сказала Ирина Алексеевна, - признавая особый статус педагога, закрепляет его права на повышение квалификации, на непрерывное профессиональное образование, без него невозможна реализация основополагающих идей комплексной модернизации образования».
В истекшем году 115 педагогов прошли переподготовку в соответствии с новыми федеральными стандартами, 61 педагог подтвердил соответствие занимаемой должности, 44 педагога повысили квалификационную категорию. Самая же острая проблема – зарплата. По мнению участников областной конференции, с которой, в общем-то, согласно все педагогическое сообщество, уровень зарплаты «государственного служащего номер один» должен не только мотивировать его на хорошую работу, но и соответствовать уровню его ответственности. Не случайно с весны этого года реализуется новый проект, предполагающий повышение учительской зарплаты и доведение ее до средней по экономике в регионе.
«Это беспрецедентные за последнее время решения, но они потребуют от нас мобилизации сил, умения сохранить то, что имеем», - сказала зам. губернатора Н. Шевчик, выступая на областной учительской конференции.
В обсуждении доклада с существенно дополняющими его положениями приняли участие И.Н. Зеленская – зам. директора по учебно-воспитательной работе Первомайской средней школы, М.К. Юсупова – учитель начальных классов Дубровинской средней школы, руководитель районного методического объединения учителей начальных классов, И.Г. Плесовских – зам. директора по УВР Шишкинской средней школы и Н.А. Балыкова – учитель английского языка Вагайской средней школы.
Пленарное заседание завершилось принятием резолюции по решению проблем улучшения качества работы образовательных учреждений района.
Основным содержанием праздничной части программы явилось чествование учителей, чей труд за истекший учебный год был удостоен наград. На поощрения педработников 1910 – 11 учебный год оказался весьма щедрым. Наград разного достоинства удостоены 26 педработников.
Почетную грамоту Министерства просвещения получили: З.М. Айсина – учитель математики (Вагайская школа), А.Б. Карелин – учитель физкультуры (Вагайская), О.А. Котлова – учитель начальных классов (Шестовская), А.К. Курманалиев – директор Аксурской школы, К.И. Сулейманова – учитель начальных классов (Тукузская школа), Т.Н. Якшина – учитель географии (Зареченская школа).
Кроме того, министерская благодарность объявлена: С.А. Дейвальд – учителю физкультуры (Шишкинская школа), Р.Р. Абусагитовой – учителю биологии (Карагайская), Р.Р. Таулетбаеву – директору Куларовской школы.
Почетной грамотой департамента образования награждены 8 человек, Почетной грамотой главы администрации района – 5 педагогов, управления образования – также 5.
Достижения педагогических коллективов в тех или иных областях деятельности также не остались незамеченными. Так, грамотой управления образования награждены: Супринская школа – за качественную организацию летнего отдыха и занятости детей в летний период; Аксурская, Ушаковская, Шестовская – за хорошую подготовку школьных объектов к новому учебному году; Шестовская, Карагайская – за плодотворную воспитательную работу; Аксурская, Иртышская – за умелое применение в работе с детьми здоровьесберегающих технологий.
Не оказались забытыми и дошкольные учреждения. Начальник управления культуры. молодежной политики и спорта А.В. Снопов, заместитель секретаря местного отделения партии «Единая Россия», вручил памятный подарок педколлективу детского сада «Березка» (Зареченское поселение) – победителю ежегодного регионального конкурса «Детские сады – детям» в номинации «Лучший детский сад» (заведующая Н.И. Кайнова) и победителю этого же конкурса в номинации «Лучший педагогический коллектив» - детскому саду «Колосок» (райцентр, заведующая Залилова Л.Д.). Инициатором этого конкурса выступила ВПП «Единая Россия».
Остается добавить, что награждение победителей чередовалось артистичным исполнением местными талантами художественных номеров разного жанра, а провели с блеском торжественное мероприятие талантливые сотрудники районного дома культуры С. Шумилова и М. Бредихин.
Ишмухамет ГАЙСИН
Фото Зиннура Чанбаева