Медиакарта
2:35 | 23 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Поставим памятник учителю

Поставим памятник учителю
11:06 | 12 сентября 2011

Теперь уже никого не удивить тем, что исчезают с лица земли не только малые деревни, но и крепкие в прошлом села. Заросли репьем да крапивой и все улочки села Домнино, где осталось жилах домов уже меньше десятка. Нет следа и от школы. Но мне ясно помнятся это светлое и уютное двухэтажное здание и просторная школьная ограда со спортивной площадкой, и пришкольный участок, где вольготно росли все овощи и цвели все лето цветы, просто целое море.

В школе был замечательный коллектив учителей и замечательный директор, Боровков Климентий Меркурьевич, коммунист, фронтовик. Он умел держать и порядок, и дисциплину, но без громких приказов и обидных разносов. Потому-то, наверно, и запомнился нам, ученикам, не особой какой-то строгостью, а, наоборот, спокойным характером и добротой.

Известно, что директорская должность в образовательном учреждении сопряжена с немалой ответственностью как за ученический контингент, так и за учительский коллектив, за успеваемость учащихся и за многое-многое другое.

В 60-е годы, о которых идет речь, большой заботой для директора были дрова. По весне мы выходили на их заготовку всей школой, вооружившись ручными пилами и топорами. Только стук да треск стоял в лесосеке. Впрочем, наш Климентий Меркурьевич все держал под контролем. С корня лес валили лишь те, у кого в таком деле был опыт – учителя со старшими мальчиками. Остальные – кто кряжевал, кто колол чурбаки, кто поленницы складывал. А потом, уже осенью, вывозили дрова на место, под навес, в дровяник.

Осень приносила и другую хозяйственную заботу – копку картошки, в том числе и колхозной. Рабочий наш тонус поддерживали не только печенки у костра, но и вкусный обед, привозимый на поле, – домашняя лапша со свежей бараниной. Столовых тогда ни в колхозе, ни в школе не было, все это готовил кто-нибудь из домашних стряпух. До сих пор помнятся эти наши субботники и обеды на поле. Как и те булочки, только-только что из печи, что получали мы на большой перемене со стаканом горячего сладкого чая. Организовать питание школе помогал колхоз.

Сытно и вкусно кормили интернатскую ребятню – из деревень Рахвалова, Сивкова, Сухова, Ермаки, Бурлаки, Журавлева. А те ребята, которые жили поблизости – в Ослиной и Рашах, как я, ходили домой ежедневно.

Никогда не забыть мне уроки истории, которые вел Климентий Меркурьевич. Его рассказы мы слушали, как зачарованные, и 45 минут пролетали как единый миг. Примечательно то, что учитель наш и директор не старался «вкатывать» двойки, если кто-то что-то не знал. В таких случаях говорил: «Подготовься, на следующем занятии спрошу». И, надо сказать, историю мы знали, все исторические даты у нас от зубов отскакивали. Учиться старались. «Экран успеваемости» вывешивался не только в школе на видном месте, но и в правлении колхоза.

А лучшие ученики, активисты школы, победители олимпиад и конкурсов поощрялись поездками в разные города. Мне, например, посчастливилось побывать в Москве и Ленинграде.

Школа – очень значимая часть жизни человека, потому что именно она формирует его как личность. Недаром же мы через всю жизнь проносим память о своих любимых учителях, воспитателях и вожатых. О них часто пишут в печати.

Мысль сказать доброе слово о бывшем директоре нашей Домнинской школы пришла мне в голову недавно, при посещении домнинского кладбища. Среди буйной травы я едва отыскала могилу Климентия Меркурьевича Боровкова, над которой стоит покосившаяся железная пирамидка, вся изъеденная ржавчиной. А ведь этот человек заслуживает совсем иного отношения. И прежде всего от нас, его учеников.

В последнее время многим ветеранам войны ставятся памятники за счет государства. Но те, кто умер до 1990 года, под эту льготу не попадают.

Участник Великой Отечественной войны К.М. Боровков умер в 1972 году. Пятидесяти трех лет от роду. Его унесла тяжелая неизлечимая болезнь. Родных у него здесь нет. Жена и единственная дочь уже тоже ушли из жизни. К тому же он – уроженец не нашего, а Упоровского района. Так что позаботиться о его могиле некому. Кроме нас, его учеников.

Я обращаюсь ко всем выпускникам Домнинской восьмилетней школы. Давайте соберем нужную сумму на памятник. И установим его до зимы на могиле учителя. Чтоб слова: «Никто не забыт», не теряли смысла и силы.

Татьяна ДОЛГУШИНА (Мещерякова)

Контактные телефоны: 21-4-84, 8-904-490-75-25