14 сентября 1945 года звание Героя Советского Союза Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено нашей землячке Марии Никитичне Цукановой. Погибла она в Корейском городе Сейсине, сражаясь против японских самураев.
В наградном листе довольно подробно сообщается о ее беспримерном подвиге: «Будучи раненой в ногу, она не покинула бойцов и, превозмогая боль, оказывала им посильную помощь. На какое-то мгновение она потеряла сознание и попала в руки озверелых японских захватчиков. Японцы, издеваясь над ней, пытались выведать у нее наличие наших сил, но Цуканова им не отвечала. Бандиты решили заставить ее заговорить и выкололи ей глаза, но, не добившись от нее никаких сведений, они зверски изрезали ее тело ножами».
Город, в боях за который погибла наша землячка, автору этих строк удалось увидеть в 1980 году. Помог мне начальник Владивостокского госпиталя.
Сейсин с моря виден издалека, особенно в ясную погоду. На причале было несколько тихоокеанских кораблей. Чувствовалась особая жизнь портового города-труженика.
С моря хорошо видны сопки. Самая высокая из них та, на которой стоит довольно массивный обелиск из белоснежного мрамора. Вместе с матросами и переводчиком мы подошли к памятнику, надпись на котором гласит: «Памяти героев 355-го гвардейского батальона морской пехоты ТОФ, павших в боях за город-порт Сейсин (Чхон-Чжин) 14 августа 1945 г.»
В этой братской могиле и похоронена Мария Никитична Цуканова.
Наверное, каждый житель района знает, что Маша родилась в д. Смоленке в 1924 году. Из раннего детства помнила она три белоствольные березки у окна, да день, когда отец ушел из семьи. Мама – Ольга Васильевна – осталась с двумя детьми. В двери их деревянного домика пришла беда, но мать и дети пережили ее. Ольга Васильевна днем занималась в школе с детьми, а вечером собирались жители деревни, и она учила их читать и писать.
В семье Цукановых вскоре появился отчим – Николай Васильевич Крахмалев. Человек много переживший, но не утративший интерес ко всему происходящему на селе. Длинными зимними вечерами жители Смоленки часто приходили к Николаю Васильевичу и разговоры о новой жизни продолжались за полночь. Но Маша любила другие вечера, когда отчим усаживал ее на колени и рассказывал о первой Конной армии Буденного и особенно о Чапаеве.
-
Теперь ни белых, ни красных нет, - сокрушалась Маша.
-
Врагов еще много, дочка, - утешал ее отчим, - они и теперь не дремлют, только не дай Бог войне прийти в наши дома, а отстаивать мир тоже надо уметь…
Часто во дворах соседей и у плетней, упрятанных в лебеде и крапиве, разыгрывались ребячьи баталии. Маша во главе ватаги ребятишек играла в Чапаева. И даже тогда, когда семья уехала из Смоленки, ее самым любимым героем оставался Чапаев.
Шли годы. Девочка училась в школе, мечтала сама стать учительницей. Она много читала. В основном это были книги о жизни героев гражданской войны.
Восхищалась творчеством Пушкина. Знала наизусть много его стихов.
Ей исполнилось полных шестнадцать, когда началась Великая Отечественная война.
В каждом заявлении в военкомат она просила об одном: немедленно направить ее на фронт, но ей отказывали.
Из Хакассии, где в то время проживала семья, она едет в г. Иркутск и вместо техникума поступает на завод. При заводе успешно заканчивает курсы медицинских сестер.
И вот, наконец, в военкомате была удовлетворена ее просьба.
-
Отправим вас на флот, во Владивосток.
-
Но я хочу на фронт,- отвечала Маша, - там же тихо.
-
Ошибаешься, дочка. Там все эти годы мы терпим людские потери, а на Западе все идет к завершению. Так что поезжай, счастливого пути!
Однако до завершения войны было еще далеко. В апреле 1943 года Маша сообщает домой: «Из-за болезни отстала от подруг. Пока я лечилась, они уехали на фронт».
А в Тихоокеанском госпитале, где она несла службу, шли дни, заполненные учебой, спасением человеческих жизней.
В музее госпиталя сохранилась запись протокола комсомольского собрания. В нем есть слова, сказанные Машей: «Я еще мало живу на свете. И жизнь люблю больше всего, но если бы оказалась на месте Матросова, я бы поступила так же, потому что Родина для меня дороже жизни».
И она доказала это в жестоком бою, с честью выполнив воинский долг.
Десант, в котором была санинструктор Цуканова, отправился с острова Русский. На рассвете наши военные корабли дошли до Корейского порта Сейсина. С берега по ним японцы открыли ураганный огонь. Маша перевязала раненых, закончив перевязку, стремительно побежала за десантниками. Только часам к одиннадцати наши освободили от японцев значительную часть города, но бой не утихал. Перед наступающими была поставлена задача: овладеть высотой 196,3, откуда велся прицельный огонь и располагался вражеский штаб.
Мария выносила с поля боя и перевязывала раненых. Вот пуля подкосила капитана Васильева, санитарка Цуканова подбежала к нему и вынесла с поля боя.
Раненых становилось все больше. Мария появлялась там, где она была нужнее всего. Она спасла 52 раненых с их оружием.
Выжил и боец – младший сержант Багно, который рассказал о последних минутах жизни нашей героини.
Был убит пулеметчик. Его место занял Багно. Маша была рядом и помогала ему, но вот и его ранили. Она оттащила его в орешник. Наскоро перевязав раненую голову младшего сержанта, вернулась к пулемету. Вскоре пулемет смолк, послышались торжествующие крики японцев. Они захватили девушку в плен.
Маше не удалось испытать радость победы. Она не увидела и не почувствовала, как ее смерть в руках врагов подняла десантников в атаку, как они штурмом взяли сопку и водрузили над ней флаг.
Похоронили друзей-десантников и санинструктора на вершине этой сопки.
Мария Никитична Цуканова навечно занесена в списки санинструкторов военно-морского госпиталя.
Сегодня, как и всегда, в военном госпитале г. Владивостока в 21.30 по местному времени рота имени Героя Советского Союза Цукановой выстроится на вечернюю поверку.
Четкий голос старшины произнесет: «Матрос Цуканова!».
И как всегда, за все эти годы, правофланговый четко ответит:
«Герой Советского Союза матрос Цуканова пала смертью храбрых в боях за свободу и независимость нашей Родины».
Имя героини золотыми буквами высечено на Доске Славы военно-морского музея г. Владивостока.
Помнят о подвиге Марии Никитичны в Барнауле, Хакассии, где жила она с родителями и сестрой Зоей, помнят о ней в Иркутске, где она трудилась на заводе и кончала курсы медсестер, помним ее и мы. На центральной улице села - памятник погибшим абатчанам в годы Великой Отечественной войны. Вместе с абатчанами Герой Советского Союза – Мария Никитична Цуканова. Ее именем названа одна из красивейших наших улиц.
Большую поисковую работу о подвиге М.Н. Цукановой когда-то вела вместе со своими учениками учительница Абатской средней школы № 1 Нина Федоровна Юшкетова. Думается, что собранный материал, а он бесценен, сохранился.
Ансамбль военной песни, в прошлом хор ветеранов войны и труда, в своем репертуаре имеет песню, посвященную нашей землячке, которую написал И.И. Дыньков.
Над Смоленкой несмелая
Засветилась заря,
Три березоньки белые
Там стоят у окна.
У костра, у багряного
Мы не спим до утра.
С нами Маша Цуканова,
Как родная сестра.
Мы помним о тебе, Маша.
Пусть будет вечная слава живым и вечная память погибшим.