Медиакарта
7:12 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Образование в истории газеты

Образование в истории газеты
09:40 | 23 сентября 2011

Её история – это, по сути, история района. Все происходившие и происходящие на его территории события, значимые или менее существенные, с той или иной степенью объективности освещаемые журналистами, внештатными корреспондентами газеты, находили и находят отражение на страницах районного издания.

Надо сказать, что большая часть подшивок «районки» сохранена в хорошем состоянии. Любопытный читатель, интересующийся событиями прошлого, найдет для себя богатый материал для размышлений.

Анализ архивов редакции дает достаточно полное представление о том, чем являлась и является газета в тот или иной исторический отрезок времени, потому что, исполняя свое основное предназначение, она информирует жителей района о социально-экономической, политической, культурной жизни района.

Я – бывший просвещенец, поэтому, естественно, особый интерес для меня представляет образование, как оно развивалось и как отражались в газете изменения в нем, вызванные решениями, постановлениями партийных, советских органов, нормативными документами вышестоящих ведомств.

Основным содержанием газеты во все годы являлась сельскохозяйственная тематика. В 50-е годы широкое распространение имела перепечатка по этой тематике из центральной прессы, помещаемая под рубрикой «За дальнейший расцвет социалистического сельского хозяйства».

Тем не менее на протяжении всех лет ее существования не являлись для нее второстепенными и вопросы работы учреждений культуры, образования, социальной защиты, правоохранительных органов, вопросы нравственного, правового воспитания, одним словом, всего того, чем жили и живут ее главные герои – люди нашей территории. По объему публикаций в сравнении с другими сферами вопросам образования во все годы районная газета, как свидетельствует несложный анализ, уделяла и уделяет большее и достаточно пристальное внимание – от проблем ликвидации неграмотности в 30-е годы до повышения компьютерной грамотности обучающихся и населения в целом в наши дни.

Газета до 1991 года была органом РК КПСС и районного совета д.т., а потому организовывала население на выполнение задач, выдвигаемых партией перед народом в различные периоды, в том числе и по вопросам народного образования. Вообще, прошлое образования на нашей территории – это большой неисследованный пласт ее истории. Задача же настоящей статьи хотя бы фрагментарно показать, как районная газета реагировала на изменения, происходящие в нем, проследить его развитие.

Надо сказать, что до 60-х годов в газете слабо просматривается эта тематика. А с этого периода, вошедшего в историю образования как годы коренной перестройки советской школы, просвещенческая тематика не сходит с ее страниц. Эти годы знаменательны тем, что после принятия закона о школе проведена большая работа по улучшению содержания и организации учебно-воспитательного процесса, вышли в свет новые учебные планы, программы. Труд, соединенный с обучением, все шире стал входить в школьную жизнь.

Особая роль в этом отводится производственной практике. Так, за летний период 1961 года, как сообщает газета, учащиеся вырастили для колхозов 15000 цыплят, посадили 250 га картофеля, посеяли 60 га кукурузы, заготовили 4500 веников, выработали за лето 25000 трудодней. Эти годы отличаются и максимальным количеством школ и обучающихся в них детей: 1965 год – 9273 школьника, 1966 – 9851, 1967 – 10078, 1970 – 10143. В эти годы в районе функционирует 114 школ разного статуса, в которых работали 700 и более учителей. Для сравнения: в истекшем учебном году в школах района обучалось 2664 ребенка (что составляет 26,3% от числа учеников, например, 1970 года), их обучал 331 учитель.

В наступившем учебном году в школы принято 2719 детей. По информации, представленной управлением образования, перспективный план по контингенту учащихся обнадеживает: наблюдается, пусть пока еще несущественный, но все-таки рост: 2012 – 2013 учебный год – 2760 детей, 2013 – 14 учебный год – 2772.

Эти годы примечательны и тем, что школы района значительно пополняются молодыми специалистами – выпускниками педагогических учебных заведений. Как сообщают газеты тех лет, в 1965 году в школы района прибыло 56 молодых учителей, на следующий год – 40, в 1967 – 63, в 1970 – 50 и т.д. Эта тенденция распространяется на последующие несколько десятилетий, за исключением последних. Все познается в сравнении: шесть лет тому назад в район прибыл единственный молодой специалист (Вагайская средняя школа), затем это показатель стал постепенно расти (13 человек в истекшем) и вновь упал до минимума: в нынешнем году прибыло 2 молодых специалиста

Районная газета информирует, что успешная реализация поставленных партийными документами задач принесла их исполнителям и заслуженные награды. В 1965 году 50 педагогов получили грамоту облоно, 20 - грамоту РК КПСС и райисполкома, 5 – облисполкома, 11 – министерства образования, 6 человек награждены нагрудным знаком «Отличник народного просвещения».

На следующий год ряд просвещенцев района за достигнутые успехи в развитии просвещения в районе удостоен и правительственных наград: орденом Трудового Красного Знамени награжден директор Казанской средней школы А.Х. Галеев, медалью «За трудовую доблесть» - директор Черноковской средней школы П.А. Афанасьев, медалью «За трудовое отличие» - педагог Дубровинской средней школы А.А. Каренгина. С этого же года «Сельский труженик» много времени уделяет реализации в нашем районе Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР о переходе ко всеобщему среднему образованию. Правда, исполнение этой масштабной задачи растянулось на многие десятилетия.

Как непосредственный исполнитель в должности директора школы, некоторое время - заведующего отделом образования, ради справедливости, замечу, что в то время исполнение этого документа повлекло за собой появление серьезных перекосов в нашей системе. Способствовали этому и упорно насаждаемый непроверенный временем ростовский опыт учебы школьников без второгодников. Логика здесь достаточно проста: чтобы перейти к среднему образованию, надо, чтобы все 100% школьников переходили из класса в класс. Следствием стало то, что не только отдельные школы, но и целые районы и города стали отчитываться о 100% или близкой к этому показателю успеваемости. Естественно. мы не хуже других. «СТ» (1976 год) информирует своих читателей, что 262 учителя закончили учебный год без второгодников, 31 начальная школа из 41 дали 100% успеваемость. В 1977 году успеваемость по району достигла 99,1%, а средним образование охвачено 93% школьников. На следующий год показатели стали еще выше: уже 99,3% школьников переведены в следующий класс. Спустя годы порочная практика очковтирательства приказом Минобразования «О процентомании» была осуждена.

Одновременно с этим идет целенаправленная работа по трудовому обучению и воспитанию, начатая в 60-е годы.

Районный комитет партии держит это направление работы под постоянным контролем. В то время в школах она строилась под девизом «Мой труд вливается в труд моей республики». «СТ» рассказывает о трудовых объединениях школьников, достигших наиболее значимых результатов. Это бригады Вагайской, Ушаковской, Дубровинской, Черноковской школ. Школьники в производственных бригадах зарабатывали вполне приличные деньги. В 1975 году, сообщает газета, за счет этих средств дети побывали по путевкам в Волгограде, Тольятти, Куйбышеве, Ялуторовске, Тюмени, Тобольске.

Достигнутые в трудовом обучении и воспитании школьников результаты увенчались проведением в 1975 году на базе нашего района областного совещания по этому вопросу с участием широкого круга представителей Ярковского, Тобольского, Уватского и Вагайского районов во главе с секретарями райкомов партии этих территорий, о чем и рассказала подробно районная газета.

Под контролем РК КПСС в районе идет планомерная работа по ориентации школьников на профессии сельскохозяйственного профиля. 20 мая 1978 года, информирует «СТ», райком инициировал проведение первого слета выпускников, на котором выступил первый секретарь РК КПСС М.П. Денисов с призывом остаться после получения соответствующего образования на селе. Прямо на слете, утверждает газета, 86 выпускников написали заявление о поступлении в с/х учебные заведения.

Надо сказать, что профориентационной работе наше издание вплоть до начала девяностых годов уделяло самое пристальное внимание.

На ее страницах широко освещалась деятельность лесничеств, производственных бригад и звеньев, помещались материалы о проведении районных мероприятий по этому вопросу, об опыте работы той или иной школы. На самом деле, детскими производственными объединениями на выделенных для них полях проводилась серьезная взрослая работа. Так, по сообщению одной из газет 1981 года, общая площадь обрабатываемых школьниками полей на тот период составляла 450 га. В другой газете (1983 год) можно прочесть, что 40 девушек школ района работали подменными доярками, 60 юношей – помощниками комбайнеров.

Конец 80-х годов. «Районка» пестрит перестроечными во всех сферах материалами. «Школа становится на путь перестройки» - под такой рубрикой, например, публикуются заметки, статьи с мест о демократизации школьной жизни, формировании в каждой школе общественных советов. Отдел образования в одной из газет за 1989 год сообщает о том, что все школы разделены на 3 категории: некоторым из них доверено работать на самоконтроле, иным – на частичном, а иные подлежат усиленному контролю. Педколлективы выбирают своих руководителей. К 1989 году, информирует районо, эту процедуру прошли 11 директоров.

Отличительной особенностью 90-х годов является предоставление школам все большей свободы.

В 1991 году уже 9 школ своим решением перешли на пятидневный режим. Газета сообщает об отмене оценок за поведение и прилежание, характеристик на выпускников, о праве выбора формы сдачи экзаменов, а главное – о праве выбора школами учебного плана (к тому времени появилась аж 15 его вариантов) и выбора учителями методик преподавания.

Надо сказать, что эти нововведения воспринимались неоднозначно, шли бурные дискуссии, в том числе и на страницах «СТ». Свобода, предоставленная школам, вылилась в активное новаторское движение. В 1990 году состоялся первый районный конкурс «Учитель года», о победителе которого, шестовском педагоге С.Г. Желниной, рассказала «районка».

И с тех пор вот уже в течение двух десятков лет «СТ» ежегодно публикует материалы о лучших учителях района – участниках этого парада своих звезд.

Несмотря на то, что для начала и середины 90-х годов характерны катастрофическая нехватка финансовых и материальных средств, сложности во взаимоотношениях с базовыми предприятиями (денег не было и у них), существенная задержка заработной платы (иной раз по нескольку месяцев), тем не менее в те годы публикаций на эту тему в газете встречается совсем немного.

Будоражить общественное мнение в столь сложный период было бы неразумно, так что позицию «районки» по этому вопросу в те годы, вероятно, надо признать верной.

Образование объективно не может периодически не быть подвергнутым реформированию. Наиболее существенные, значимые преобразования происходят и в последние годы. В частности, в связи с юридическим плюрализмом сейчас появились варианты…, следом проблемы, оцениваемые центральной прессой далеко неоднозначно.

В рамках своей компетентности и компетенции сотрудники редакции, педагоги школ периодически на страницах «СТ» высказывают свою позицию по тем или иным вопросам. Надо сказать, что она проникнута разумной тональностью, деловой озабоченностью, трезвым пониманием проблем, стоящих перед образованием сегодня.

Ишмухамет ГАЙСИН

Теги: юбилей