Медиакарта
22:24 | 3 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Грани учительского таланта

Грани учительского таланта
17:30 | 04 октября 2011
Источник: Красное знамя

Наша встреча с учителем русского языка и литературы Успенской средней школы Людмилой Мироновой состоялось в школьной библиотеке, потому что она педагог и библиотекарь одновременно.

Это не единственные её обязанности. Ещё она бессменный руководитель театральной студии "Улыбка" при местном ДК. Человек очень занятой, ответственный, любящий свою работу и детей и не делающий остановок на пути к совершенству. Одним словом, профессионал.

Не случайно её заслуги отмечены высоким профессиональным и общественным признанием. А в этом году вместе со своей коллегой, учителем татарского языка и литературы из Чикчи Гузалией Халиловной Муллачановой по решению Министерства образования и науки РФ она названа среди одиннадцати педагогов школ Тюменской области победителем Всероссийского конкурса "Лучший учитель - 2011" в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" на получение денежного поощрения.

Как уже сообщали СМИ, отбор лучших учителей проводился на основании ряда критериев: высокие результаты учебных достижений учащихся за последние три года, высокие результаты внеурочной деятельности учащихся по предмету, создание условий для приобретения школьниками позитивного социального опыта, обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных технологий (в том числе информационных), наличие собственной методической системы учителя и непрерывность профессионального развития учителя. Всего в список победителей конкурса на получение денежного поощрения включены 1000 учителей из 82 субъектов Российской Федерации.

На профессиональный выбор Людмилы большое влияние оказали родные. Тётя по линии отца казалась девочке самой красивой, справедливой и строгой. Она всегда мечтала походить на неё, а также другую свою родственницу, невероятно преданную своей работе, учительницу истории Валентину Потаповну. Именно так приходили в учительскую профессию большинство педагогов 20-30 и более лет назад, уверена Людмила Александровна. "Мы были романтиками и совсем не прагматиками", - говорит она.

Три года из 33 лет педстажа проработала она после окончания Ишимского пединститута в Зырянской школе, отметившей недавно вековой юбилей. По её признанию, она никогда не забудет свой первый трудовой коллектив, оказавший молодому педагогу самый тёплый приём. Она уверена, что именно поддержка коллег помогла ей преодолеть трудности первого года работы, в течение которого ей не раз приходила мысль, что работа учителя самая трудная.

С особой благодарностью вспоминает она Владимира Мартыновича Медниса - директора школы, строгая забота которого помогла ей уяснить очень важные для педагога принципы и придерживаться их в течение всей жизни: быть всегда готовым к уроку, дисциплинированным и пунктуальным, быть требовательным к себе. Внушил он ей и ещё одну важную истину - наладить дисциплину в классе, найти подход к ребятам не поможет никто: ни более опытные коллеги, ни родители, ни завуч и ни директор. Подход к детям должен найти сам педагог, обходясь при этом без заискиваний, заигрываний и чрезмерной строгости.

Мудрость Владимира Мартыновича как наставника заключалась и в том, что он доверил Людмиле Александровне, как начинающему учителю, один из самых сильных в школе классов. Со своими первыми выпускниками она с удовольствием встречается на протяжении многих лет. Они, в свою очередь, с благодарностью и удовольствием вспоминают школьные годы.

С Зырянкой её связывает ещё один важный жизненный шаг. Там она вышла замуж за очень хорошего человека, который во всём поддерживает её и всегда готов прийти на помощь. Вместе с Анатолием Михайловичем они прожили уже 30 счастливых лет и воспитали хороших детей.

В её биографии лишь два места работы: Зырянская и Успенская школы. Через несколько лет в Успенке она уже поняла, что её становление как педагога состоялось, её ученики стали радовать учителя, школу и родителей успехами в учёбе. За 30 с лишним лет она выпустила не одно поколение медалистов и участников олимпиад и других творческих конкурсов.

Не сетует Людмила Александровна и на то, что время не стоит на месте, и дети сейчас совсем не те, что 10-15 лет назад. Современные подростки массу информации получают из Интернета и телевизионных программ. Они не считают чтение книг любимым занятием, но умеют лучше большинства взрослых получать информацию средствами, которые совсем недавно вошли в обыденную жизнь людей. От учителя требуется соответствовать критериям изменяющегося времени, он просто обязан найти путь к душам и умам детей, уметь заинтересовать их своим предметом и поддержать их в желании узнать о жизни, мире, законах бытия нечто большее. Роль учителя в том и заключается, чтобы научить ребёнка учиться. А чтобы разговаривать с детьми на их языке, нужно самой почаще заглядывать в Интернет, вместе с ребятами сидеть за компьютером, использовать на уроках ТВ программы, DVD-записи и многое другое.

В театральной студии "Улыбка" на базе Успенского ДК, которую ведёт филолог Миронова, занимаются в основном старшеклассники. Под её руководством ребята готовят разнообразные концертные программы, сценки, отрывки из пьес, эстрадные репризы и музыкальные номера. На районном конкурсе литературно-музыкальных композиций, посвящённых 65-летию Великой Победы, её ребята получили второе место. Призовое место они заняли и в районном конкурсе "Осенний калейдоскоп". Последнее выступление юных артистов состоялось несколько дней назад на праздновании Дня пожилого человека. Так и получается, что ни одно мероприятие в Успенском не обходится без участников студии. Кстати, при подведении итогов всероссийского конкурса на звание "Лучший учитель - 2011" общественная деятельность педагогов была также названа среди ведущих критериев оценки работы соискателей победы. А потому портфолио Людмилы Александровны содержал диплом "Лучший работник культуры Тюменского района", полученный ею в 2009 году.

Она уверена, что выбрала в своей жизни очень правильную дорогу, став учителем. По её словам, именно в школе она чувствует себя уверенной и спокойной. Была у неё возможность уйти из профессии на большую зарплату, когда ей предложили быть секретарём парткома совхоза "Успенский". Даже заявление написала, но в последний момент отчётливо поняла: никогда себя не простит, если уйдёт из школы.

С удовлетворением отмечает опытный педагог, что есть в Успенской школе замена стажистам - молодые специалисты, которые работают с большим старанием и интересом. Владимир Верхоланцев, например, кроме того, что подающий большие надежды историк, ещё и увлечён театром, активный участник студии "Улыбка". Светлана Дьяченко, тоже историк, кроме учебной работы участвует во многих общественных делах. Под стать им учитель английского языка Анастасия Селедченко, географ Татьяна Ковалёва и социальный педагог Алёна Колесова.

Своим молодым коллегам Людмила Александровна желает как можно больше дерзать, учиться располагать к себе детей, строить отношения на основе доверия, постоянно увлекая поиском неизведанного. Не менее важно понимать каждого ребёнка, уважать его личность, замечать и поддерживать ребячьи таланты. Тогда твои ученики обязательно порадуют тебя своими успехами.

Татьяна ЮРТИНА.