Медиакарта
2:28 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Владимир Новоселов: «Все надо делать вовремя»

Владимир Новоселов: «Все надо делать вовремя»
20:17 | 04 октября 2011

На прошлой неделе состоялось заседание городской Думы. Прошло оно без особых дискуссий, хотя рассматривались важнейшие бюджетные вопросы. Прокомментировать некоторые принятые решения мы попросили депутата по избирательному округу N 11, ректора Тюменского государственного нефтегазового университета Владимира Новоселова.

  • Владимир Васильевич, на сентябрьском заседании Думы депутаты утвердили корректировку бюджета на этот год. Не слишком ли часто вносятся изменения в бюджет?

  • Такие корректировки проходят, как правило, несколько раз в год. Для муниципального бюджета это нормальный рабочий процесс. В частности, в этом году значительно увеличились показатели налоговых и неналоговых поступлений. Поступило дополнительное финансирование из регионального бюджета. Таким образом, наполняемость городской казны существенно увеличилась. Депутаты о таких изменениях должны знать и контролировать, как муниципалитет планирует распорядиться доходами.

Очень хорошо, что у города увеличивается доходная часть за счет собственных ресурсов, растет динамика налоговых поступлений. В Тюмени реализуются несколько достаточно больших и затратных программ по благоустройству и по ремонту дорожной сети. Губернатор поставил перед муниципалитетом масштабные задачи. И, конечно, как бы мы ни зарабатывали, денег на все не хватает. На реализацию крупных проектов, на капитальные затраты по строительству средства поступают дополнительно из областного бюджета.

  • Уже не первый год депутаты городской Думы говорят о неравномерном распределении затрат текущего и капитального характера…

  • Эта неравномерность, как правило, носит циклический характер. Работы по благоустройству, по затратам капитального характера идут с мая по октябрь включительно. Подобной пиковости не избежать. И в этом нет ничего угрожающего. Об этом на сентябрьском заседании Думы говорила и Светлана Черепанова, директор департамента финансов. Она подчеркнула, что актирование многих проведенных летом и в начале осени работ пойдет ближе к концу третьего, началу четвертого квартала.

  • Не сказывается ли эта пиковость на качестве? Например, ремонт дорог по теплу ни у кого не вызывает вопросов, а вот в октябре или ноябре…

  • Конечно, проблемы такие есть. И в моем округе тоже. В него попадает, например, участок дороги от Холодильной до Мельникайте, где идет расширение улицы Республики. И меня удивляет, как здесь проводятся работы. Проезжаешь по дороге в восемь утра - еще никого нет, возвращаешься в восемь вечера - уже никого нет. Понимаю, что могут быть объективные причины отставания от графика, но считаю, что для дорожных строителей, для сезонных работ не должно быть нормированного дня. Все надо делать вовремя.

Часто у жителей возникают претензии и к качеству таких ремонтов. В наших природно-климатических условиях, с нашими болотистыми почвами, многое зависит от состояния грунта, от самого основания дороги. Если фрезерованием снять верхний слой - ничего существенно не изменится. А на укрепление основания дорожного полотна, на то, чтобы поменять все капитально, начиная с подушки, требуются огромные бюджетные вложения.

Конечно, на объективные условия накладывается и субъективный фактор. Многое зависит от подрядных организаций, от строгого соблюдения ими технологии дорожных работ. Хотя технологии сегодня используются западные, оборудование - импортное, асфальтобетонные заводы выдают продукцию, качество которой соответствует стандартам. Но сравнивать наши дороги с американскими, даже проходящими где-нибудь в прериях, нет смысла. Там таких длительных отрицательных температур и таких перепадов не бывает. Да и сами грунты другие. Так что мы обречены на постоянные дорожные ремонты.

Но давайте будем объективны: и качество, и количество дорожной сети растет из года в год. Надо отдать должное целеустремленности властей в реализации программы дорожного строительства.

  • Еще одна головная боль - ремонт домов. Не первый год идут споры по корректировке и наполняемости программы капитального ремонта многоквартирных домов. Как эту проблему вы ощущаете у себя в округе?

  • Об этом как раз говорили на последнем заседании городской Думы. На исполнение наказов избирателей по капитальному ремонту жилого фонда добавляется свыше 140 миллионов рублей. Два дома по улице 50 лет Октября дополнительно включили и по моему округу. И в следующем году мы планируем ремонты там завершить.

Но большую тревогу у меня вызывает программа сноса ветхого и аварийного жилья. В первую очередь, в моем округе меня беспокоят дома N 85 и N 89 на улице Минской. Есть и другие дома на Минской, которые застройщик должен снести. Но и там, и там - большие проблемы.

Масштабы программы сноса ветхого и аварийного жилья намного опережают темпы ее реализации. Программа финансируется из двух бюджетов, областного и, частично, городского, но денег все равно не хватает. Конечно, жителям и депутатам хотелось бы, чтобы все происходило быстрее.

  • Еще один застарелый вопрос: старение научных, педагогических кадров и привлечение в эти сферы молодых. Как вам видится эта динамика?

  • Любое явление при однозначной оценке становится однобоким. Поэтому я считаю, что главное в этом процессе - соблюсти пропорции. В любой команде или коллективе должны быть и опытные «игроки», и молодежь. Иначе прервется нить, связывающая поколения. Когда заведующему кафедрой - 70 лет, а он плодотворно работает, общается со студентами, занимается наукой - это прекрасно. Но плохо, когда за ним никого нет.

Обязательно надо соблюдать баланс кадров! Средний возраст - не средняя температура по больнице, а очень важный показатель преемственности. Недопустимо, чтобы он зашкаливал или падал ниже 30 лет. Если работать будет одна молодежь - это катастрофа. Значит, ниточку преемственности оборвали.

Молодежи надо учиться. И не только знанию предмета, но и педагогическому мастерству. Высший класс - не только донести знания, но и стимулировать дальнейшее развитие.

  • Есть ли прямая взаимосвязь между уровнем заработной платы и качеством педагогической работы?

  • Заработную плату наших педагогов не стоит сравнивать с западными. Статьи доходов и расходов у нас и у них совершенно разные. Коррелировать их - дело бесперспективное. Там профессора занимаются не только преподавательской деятельностью. В США, например, в структуре заработной платы профессора преподавательская деятельность занимает не более 25 процентов. Остальное - научно-исследовательская работа, консультирование в различных компаниях. Впрочем, и у нас те, кто читает не только лекции, но и занимается наукой, на зарплату не жалуются. Сегодня научная инициатива не перекрывается. Хотите зарабатывать больше - дерзайте! Кроме того, преподаватель, который занимается наукой, более интересен студентам. Он владеет новыми знаниями, которые сам добывал.

Кстати, американские учителя тоже недовольны своей зарплатой. Это нормальное стремление человека - получать больше. Конечно, на школьных учителях лежит большая нагрузка и ответственность. Они занимаются с будущим страны. И должны получать достойную заработную плату. Вот только какая она - достойная? Трудно это определить, но обязательно должна быть динамика роста, привязка к квалификации, к результативности. Причем, не только по результатам ЕГЭ. Главное - дальнейший рост учеников. Сколько из них будут участвовать и побеждать в олимпиадах регионального, федерального, международного уровня.

  • Может, возрождение интереса к науке надо начинать еще в школе?

  • Не надо бить в одну точку. Общеобразовательной школе необходима профилизация, чтобы молодые могли раньше сориентироваться. В Германии, например, она начинается на уровне начальной школы. Кто-то выбирает техническую направленность, кто-то - гуманитарную, а кто-то - социально-экономическую. А у нас ЕГЭ полностью нивелировала эту профориентацию. В результате, из семи миллионов студентов российских вузов только 1,6 миллиона учатся в рамках технического образования.

Да и в технари сегодня идут не самые лучшие. Почему? Чтобы попасть на технические специальности, на инженерные направления надо сдавать физику. А в ЕГЭ это предмет по выбору. У старшеклассников есть возможность его не сдавать. Зачем бодаться?

Кстати, когда СССР первым в космос запустил спутник, американцы начали искать глубинные причины, в чем же они отстали. И нашли. Они отстали в физикоматематической подготовке в общеобразовательной школе… А сегодня мы своими руками губим наше преимущество. Когда нет стимула, даже самые толковые ребята из принципа наименьшего сопротивления идут в юристы, финансисты, экономисты. А технические вузы вынуждены брать абитуриентов с гнутой троечкой. Правда, мы научились и из этих троечников готовить достойных инженеров. Даже для транснациональных компаний.

  • Работа с муниципальными проблемами какую науку вам преподносит?

  • Учиться надо везде, всегда и в любом возрасте. Работа в научной сфере, в свою очередь, позволяет из разрозненных проблем сформировать общегородские тенденции и искать способы их решения, облачив в правила, нормы. Например, то, что сделано городской Думой для льготного проезда студентов - помощь не только конкретному обучающемуся, но и его семье, а также дополнительные конкурентные преимущества для тюменских вузов по привлечению абитуриентов из других областей.

Надо, чтобы студент занимался своей основной деятельностью и как можно меньше думал о проблемах. В нашем вузе - 60 тысяч студентов, у них папы, мамы, бабушки, дедушки.… Это - четверть населения города. Так что сочетание научной и депутатской сферы не случайно, оно дает хорошие, зрелые, конструктивные плоды.

Автор: Беседу вела Инна Горбунова